Меню:

В последнее время как только не ругают вертолеты. "Старье", "в воздухе разваливается"… Некоторые горе-специалисты и политики от авиации, не понимая сущности процессов старения, "заголосили" об "усталости металла". И все беды аварийности вертолетов (и не только) попытаются свалить на солидный возраст техники. К счастью, это далеко не так. А каков реальный возраст летающих вертолетов у нас и за рубежом?

Основные американские средние транспортные вертолеты H-60, больше известные как "Черные ястребы" (Black Hawk), выпускаются с 1978 года. Через год один из первых собирается отмечать свое 30-летие. UH-60A заводской номер № 77-22716 (или просто 716) стал третьим серийным вертолетом семейства Black Hawk. Начало эксплуатации - 13 марта 1979 года. Первоначально вертолет использовался для проведения различных испытаний. Спустя пять лет (3 октября 1984 года) его передали в школу летчиков-испытателей ВМС США для отработки техники пилотирования будущих испытателей. В 1991 году произошла первая грубая посадка 716-го, после ремонта он вернулся в строй, но в 1998 году совершил вторую грубую посадку. В конце 2000 года с наработкой около 5200 часов лидер семейства "Черных Ястребов" отправился в ремонт. В 2001 году было принято решение о модернизации его в новый вариант - UH-60M. После завершения доработок 716-ый превратится в санитарно-эвакуационный вариант. Почти четверть века в эксплуатации, да какой эксплуатации: сплошные испытательные полеты (более 500 часов налета), две аварии - впечатляющий результат. И ни у кого не повернется язык заявить, что он развалится от старости.

Судьба 41-летнего "долгожителя" другого американского семейства транспортных вертолетов СН-47 Chinook № 86-01648 сложилась менее интересно. Первоначально это была модель А с номером 65-0013 (первая цифра указывает на год рождения - 1965 год). 12 марта 1986 года вертолет модернизировали в вариант D, и 10 февраля 1987 года он заступил на службу в СВ США, где на 22 июня 1998 его налет составил 1423 часа, при этом общий налет превысил отметку 5940. Последний раз его видели на заводе Boeing. Сегодняшнее местоположение не известно. Возраст самого старого, но еще летающего CH-47 № 91-00261 приближается к отметке 45 лет (налет около 3000 часов). Самый старый нелетающий, но сохранившийся целиком СН-47 - № 61-02408 (1961 года). А первый полет опытного прототипа YHC-1B Chinook № 59-04983 состоялся почти полвека назад. Наконец, американская любимица программа Bell206 тоже недавно отметил 40-летие!

В России самому старому вертолету Ми-8Т ("Балтийских авиалиний", бортовой № 25775) недавно исполнилось 33 года. 18 вертолетов Ми-2 перешагнули 30-летний рубеж, один Ка-26 достиг отметки в 35 лет. Самая старая МТ-эшка 1983 года выпуска.

А сколько реально может надежно, безопасности и относительно эффективно работать вертолет? Ответ на этот вопрос может дать наша легендарная "восьмерка". Конструкция Ми-8 оказалась настолько удачной, что никто даже и не ожидал, что рубежи в 40 лет и 40000 часов налета станут вполне реальными. Что касается Ми-2 и Ка-26, то им также по плечу 40-летний рубеж.

Оказывается, мы далеко не полностью используем потенциал, заложенный в конструкцию. Сегодня вертолетный мир лишь только подходит к пониманию реальной долговечности. Вертолеты, как люди, в 30 лет - в самом расцвете сил. Другое дело, чтобы 30 лет эксплуатировать технику, ее нужно любить и заботиться о ней. Конечно, очень многое зависит от того, что "заложили" родители (разработчик и производитель), но и не менее важно, насколько бережно ресурс расходуется эксплуатантом. К сожалению, второе у нас не всегда получается. Один летал, летал, передал другому, третьему и оказался вертолет у "семи нянек" без дома и без хозяина. Долгожителю нужен заботливый хозяин.