Меню:

Выдающаяся летающая лодка

На момент создания в середине 1930-х годов летающая лодка Do 18 являла собой образец внешней элегантности — настоящее произведение искусства. Самолет предназначался для военного и гражданского применения. Большинство поступило в Люфтваффе. Впрочем, самолет быстро устарел в силу довольно низких летных данных и слабости вооружения. Зимой 1933—1934 годов секретный технический департамент авиационного комиссариата приступил к выработке долгосрочных требований к намеченным для создания морским авиационным эскадрильям. В результате были сформулированы технические требования к двум самолетам: дальней разведывательной летающей лодке (по данной спецификации спроектировали Do 16 Militar-Wal, поступивший на вооружение Рейхсмарине), и океанской разведывательной летающей лодке. В конкурсе на проектирование последней приняли участие известная компания «Dornier Metallbauten» и новая компания «Hamburger Flugzeugbau».

Весной 1934 года «Dornier» провела переговоры с компанией «Deutsche Lufthansa» на предмет выработки требований к лодке, предназначенной для замены Wal на южноатлантических почтовых линиях. «Dornier» желала совместить в одной конструкции требования военного и гражданского заказчиков. Предложение «Dornier» заинтересовало «Deutsche Lufthansa», его также одобрил технический департамент авиационного комиссариата. Весной началась постройка четырех прототипов Do 18. Сохранив общую компоновку Wal, конструкторы существенно улучшили аэродинамику Do 18 — для своего времени она стала, пожалуй, самой аэродинамически чистой летающей лодкой в мире. Самолет имел изящный корпус с характерными для «Dornier» двумя реданами — второй редан переходил в острую нижнюю кромку фюзеляжа, на которой крепился руль для управления на плаву. Корпус был разделен на семь водонепроницаемых отсеков, лодка оставалась на плаву, не теряя остойчивости при затоплении двух отсеков. Двухлонжеронное крыло устанавливалось над корпусом на профилированном пилоне и подкосами соединялось с поплавками-спонсонами (так называемыми «жабрами»). Обшивка корпуса — металлическая с креплением на потайных заклепках, обшивка крыла — полотняная, за исключением части центроплана в районе мотогондолы.

В носовой части оборудовалась либо открытая кабина для стрелка, либо место для хранения различного инвентаря и обеспечения швартовки самолета. В закрытой кабине бок о бок размещались пилот и второй пилот, за ними — также бок о бок — радиет и штурман. В районе хвостового редана на военном варианте установлена кабина стрелка, в гражданском — отсек для хранения инвентаря.

Дизельный двигатель


Компания «Junkers Motorenbau» вела работы в области авиационных дизелей с середины 1920-х годов и к 1933 году создала шестицилиндровый двигатель Jumo 205, по экономичности намного превосходивший бензиновые моторы сопоставимой мощности. Изначально на Do 18 планировалась установка тандемом двух Jumo 205: передний двигатель приводил во вращение трехлопастный металлический тянущий винт, задний — аналогичный по конструкции, но толкающий винт. Радиаторы двигателей выносились в пилон крыла. К моменту завершения сборки первого прототипа Do 18 дизели Jumo 205 готовы не были, поэтому Do 18а (D-AHIS) первый полет 15 марта 1935 года выполнил с более ранними дизелями Jumo 5 мощностью по 540 л. с. Сборку трех других прототипов отложили из-за неспособности «Junkers» поставить двигатели Jumo 205С, которые в первую очередь шли на бомбардировщики Ju 86, так что следующим в воздух поднялся четвертый прототип Do 18d — он стал прототипом морского дальнего разведчика, его летные испытания начались в 1935 году.