Меню:

Военные самолёы AJ 37 и JA 37 Viggen

Saab AJ 37 Viggen


В начале 1960-х годов «Saab» вела проработку проекта недорогого одноместного однодвигательного истребителя, способного совершать сверхзвуковой полет на малых высотах и разгоняться до скорости М=2 на больших высотах, а также выполнять взлет и посадку на ВПП длиной 500 м. Истребитель предназначался для замены многоцелевого J 32, должен был стать частью системы ПВО STRIL 60 и соответствовать концепции «рассредоточенного базирования» (BASE 90). В итоге «Saab» предложила самолет с ПГО большой площади, дельтовидным крылом и силовой установкой на базе ТРДДФ RM8, снабженного устройством реверса тяги.

В целях повышения надежности за основу при разработке двигателя выбрали гражданский ТРДД Pratt & Whitney JT8D-22 тягой 65,7 кН. Для обеспечения достижения сверхзвуковой скорости «Svenska Flygmotor» оборудовала двигатель форсажной камерой собственной конструкции, тяга двигателя на форсаже возросла на 70%—до 115,7 кН. Сокращению посадочной дистанции способствовала установка системы автоматизированного захода на посадку, позволявшей автоматически выдерживать скорость на глиссаде, а благодаря двухкамерным амортизаторам основных опор шасси допускалась посадка с вертикальной скоростью 5 м/с. В конструкцию первого ударного варианта AJ 37, названного «Viggen», внесли большое количество изменений: установили малогабаритную цифровую систему Saab СК-37 (вычислитель воздушных параметров и навигационный вычислитель), инструментальную систему посадки микроволнового диапазона Culter-Hammer AIL и катапультное кресло класса «ноль—ноль», а основную пилотажно-навигационную информацию вывели на ИЛС. 5 апреля 1968 года правительство Швеции одобрило запрос ВВС на 175 AJ/SF/SH 37 с началом поставок в 1971 году. К апрелю 1969 года в летных испытаниях принимали участие все шесть одноместных прототипов, первый серийный самолет поднялся в воздух 23 февраля 1971 года, а в июне AJ 37 начали поступать в авиакрыло F7 на смену А 32А Lansen. Четыре авиакрыла шведских ВВС эксплуатировали AJ 37 до середины 1975 года, на смену Viggen пришел JAS 39 Grippen.

JA 37 Viggen


Для решения задач ПВО компания «Saab» разработала вариант JA 37, также приспособленный и для решения ударных задач. Внешне перехватчик не сильно отличался от истребителя-бомбардировщика, но сточки зрения авионики, вооружения и силовой установки это был совершенно новый самолет, да и в конструкцию планера внесли серьезные изменения.

Ядром БРЭО самолета JA 37 стала многорежимная импульсно-доплеровская РЛС Ericsson PS-46/A, способная выделять цели на фоне земли на дальности до 48 км. Самолет также получил модернизированную БЦВМ Singer-Kearfott SKC-2037, ИНС KT-70L, навигационную доплеровскую РЛС DeccaType 72, цифровой вычислитель воздушных параметров Garret AiResearch LD-5, цифровую систему управления полетом Saab-Honeywell SA07, систему отображения информации компании «Svenska Radio» и ИЛС SRA. Двигатель RM8B развивал тягу на форсаже 125 кН, что позволяло перехватчику разгоняться на малой высоте до скорости М=1,2, а на большой — превышать М=2. Кроме того, была усилена прочность крыла, в фюзеляже перед крылом сделали вставку длиной 10 см для размещения доработанного двигателя, а также удлинили на 10 см киль. Вместо трех приводов для каждого элерона установили четыре. Четыре прототипа AJ 37 доработали в вариант JA 37, первый из них в новом облике поднялся в воздух 27 сентября 1974 года — через несколько дней после заказа шведскими ВВС первой партии из 30 перехватчиков. В марте 1980 года шведское правительство одобрило закупку третьей партии из 59 JA 37, всего же перехватчиков построили 149, a Viggen всех вариантов—330. Самолетами JA 37 планировалось заменить в период 1978-1985 годов J 35 Draken 8 из 10 эскадрилий ПВО.

AJS 37 Viggen




В 1993—1997 годах часть Viggen получила «вторую жизнь» после модернизации по программе AJS, в ходе которой самолеты получили новые БЦВМ и цифровые шины данных. В исходном варианте программы AJS в многоцелевой вариант планировалось доработать 115 самолетов AJ/SF/SH 37, но по финансовым причинам количество модернизируемых машин сократили до 98 и отказались от приведения их к единому стандарту. Результатом программы стали 48 многоцелевых AJS 37 (бывшие AJ 37 с усовершенствованными РЛС), 25 AJSH 37 (SH 37 с расширенными возможностями по поражению наземных целей) и 25 AJSF 37 (SF 37 с расширенными возможностями по поражению воздушных целей). Семейство AJS 37 способно нести разнообразную боевую нагрузку, включая управляемые ракеты класса «воздух—поверхность» Rb 04Е, Rb 15F, Rb 05А и Rb 75 (AGM-65 Maverick).