Меню:

фильм в небе только девушки

Блестит шоссе на солнышке. Накалился асфальт. Жарко. Бесконечной вереницей едут автобусы, машины вдоль аэродрома. Добреют усталые лица води, телей при взгляде на раскрытые купола, на спускающихся парашютистов.

Много раз здесь мимо ездят, привыкли. И сегодня, понаблюдав со стороны, никто не заметил необычности прыжков. Зато у ребятишек из соседних сел, которые каждый день прибегают на аэродром, чубчики торчали вопросительными знаками при виде существ, приземляющихся в крест с неба...

О том, что у мастера спорта Ивана Ивановича Лисова давно появилась мысль создать фильм о девушках-парашютистках, что сценарий уже написан, мы знали. Но о самом фильме — что и когда будет, говорили неопределенно.

Вдруг в один из майских дней вызвали нас в киностудию «Мосфильм». Лорядоч-но пропетляв по бесконечным коридорам огромного здания, находим нужную комнату. Встречает нас высокий седой мужчина. Знакомимся. Оказывается, это режиссер будущего фильма. Интересно первый раз так близко видеть и разговаривать с настоящим режиссером, поставившим много известных кинокартин.

Сценарий нам понравился. Кто же какую роль будет играть? Первая героиня — баба Яга. Лес рук... Почему-то решили, что на эту роль больше подходит мастер спорта Галина Лименова. вторая — Иванушка. Чем Таня Баранова не Иван-царевич! Ну, а царевной единодушно выбрали Аллу Касьянову — «уж больно глаза зеленые хороши». Здесь же ма-стер спорта Люда Пухова превратилась в главного черта, а Алена Мошкова возвысилась до главного скомороха. Роль нашлась каждой и не одна.

Со студии ехали довольные, оживленные. Дело за малым — начать съемки. Только как их начинать? На словах все легко и просто. Ведь нашему режиссеру не приходилось иметь дело с парашютистами, да и мы за роли брались смело, а оказалось, что очень многого не умеем. Конечно, хорошо было бабе Яге в старые времена летать ,на метле. И возраст у нее был почтенный, и жизненный

опыт порядочный. А нашей бабе Яге от роду двадцать лет и метла в воздухе ей не опора, а обуза. Да и Василису не из терема, а из самолета утащить надо.

Аду в те времена полагалось быть в преисподней, под землей, а нашим бедным чертенятам пришлось плясать перед кинокамерой на высоте трех тысяч метров. Скоморохи не хуже чертей отличились. Развлекали они в былые времена царей да бояр и в голову им не приходило, что их собратья через столетья будут душу отводить на своих дудках и гармошках, сидя на порожке двери самолета Ан-2.

Оператору этот дубль нелегко достался. Пришлось предварительно перебраться нашему Роберту Николаевичу Силину на крыло самолета и уже с крыла снимать.

Как видите, работа предстояла сложная. Трудности были всякого рода: то баба Яга на соревнования в Болгарию уехала, а Иванушка — на первенство Воздушнодесантных войск, то самый маленький чертенок ногу ушибла и нельзя было прыгать. А главное, нам нужны были чистое небо и яркое солнце. Без солнца нельзя снимать, ведь картина цветная. Так и ловили каждый лучик. Приуныть нам не дали ребята. Прежде чем в соответствующем номере сниматься нам, ребята прыгали сами, влезали, а полном смысле слова, в наши шкуры шутов, чертей, бабы Яги, медведя. Сколько пришлось Толику Звягинцеву опрыгивать метлу е костюме бабы Яги, мастеру спорта Юре Юматову — Василисы. Они отрабатывали каждую мелочь прыжка и нам передавали опыт, объясняли, как и что делать. Где это видано, чтобы медведи из самолета прыгали? Но какой медведь устоит против молока? Забавно смотреть, как он раскрывает парашют, лапы тянутся к бобышкам, купол разворачивается вправо, влево, неуклюжий доворот — и мишка рухнул в крест. Всем бы спортсменам прыгать как этот медведь!

Много пришлось совершить прыжков в медвежьей шкуре Петру Францевичу Островскому, прежде чем доверить Маше Трубочки-ной сложнейший номер.

В это время судьба (в лице проверяющего майора Коробки) заносит бабу Ягу в самолет, где смотрят — не насмотрятся друг на друга Иванушка и Василиса-прекрасная. Баба Яга — старуха хитрая, выждала, пока самолет наберет соответствующую высоту, хвать Василису за руку и к двери. Иванушка и опомниться не успел, как обе исчезли за бортом самолета. Иванушка горевал недолго. Схватил свою балалайку и за ними>

Долго ли, далеко ли, близко ли, высоко ли летел, но догнал коварную старуху, отнял у нее метлу (чем и обезоружил). И полетела старая вниз, но парашют открыла, приземлилась почти в крест (не иначе, как нечистая сила занесла). Потом снимает маску, и оказывается — не такая уж она и страшная: лицо добродушное, молодое, улыбается, нос курносый и бантики славные.

Приземляются Василиса и Иванушка,

она помогает им парашюты собирать. Мир восстановлен между ними надолго: дубль-то отснят отлично, на экране он займет самое большее минуту, а снимали сколько. По частям, с повторениями... Облегченно вздыхаем. Легко сидеть в зале и смотреть на получившийся кусочек фильма, а сколько раз пришлось повторять одно и то же, чтобы отснять нужный дубль. Медведь сделал 18 прыжков, прежде чем получилось то, что задумано. И не один раз пришлось парить над землей белокрылой чайке в составе Аллы Киселевой, Тони Кенсиц-кой и Айны Логиной.

Разбегаются три Ан-2, взлетают одновременно, набирают высоту и неожиданно за каждым самолетом появляется человек. Это самые смелые наши девчата — мастера спорта Нина Панко-ва, Наташа Грищенкова и Люба Маснч.

Они выполняют сложнейший номер программы — полет на тросе за самолетом. Постепенно Ан-2 снижаются, снижаются и проходят над аэродромом метрах в пятидесяти. Девушки машут руками, хотя поток воздуха заламывает руки назад да так и норовит перевернуть.

В фильме приняли участие 21 спортс-менка-парашютистка спортивного клуба Армии. Почти все мастера спорта, у многих более тысячи прыжков. Прыжки в костюмах персонажей русских народных сказок с выполнением разных фигур в воздухе — необычные, требующие натренированности, исключительного умения держаться в группе, виртуозного управления своим телом в свободном падении. В процессе воздушных съемок спортсмены сходятся на огромных скоростях (при вертикальной скорости не менее 50 м/сек), позируют перед кинокамерой в полуметре от нее.

А в каких условиях приходилось работать оператору почетному мастеру спорта Роберту Силину! Снимать стоя на крыле летящего самолета. Снимать в свободном падении, когда даже основные рули — руки заняты кинокамерой и управлять телом можно только при помощи ног. А ведь нужно в воздухе догнать «актрису», подойти к ней и заснять крупным планом — это больше чем мастерство! Это подвиг!

Теперь вы согласитесь, что не зря у мальчишек было столько удивления при виде всякой «нечисти», приземляющейся в крест? Постепенно они ко всему привыкли, и только от бабы Яги в маске старались держаться подальше. Она не обижалась: такой ей и положено быть по сценарию.

Вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать о нашей работе в этом необычном фильме, который называется «В небе только девушки». Согласитесь ли вы со мной, что можно про наших девчат сказать: «Все мы очень земные, хотя при желании можем сколько угодно чудес натворить...»

Наверно вам интересно узнать, что режиссер фильма Василий Николаевич Журавлев. Оператор Владимир Захар-чук. Оператор воздушных съемок почетный мастер спорта, наш тренер, Роберт Николаевич Силин. Рассказала вам о том, как создавалась картина, — баба Яга, а в жизни Галя ПИМЕНОВА, маствр спорта.