Меню:

Уплотнения элементов модели самолёта

Арсенал уплотнительных средств и у инженера, эксплуатирующего наземную авиатехнику, и у конструктора, проектирующего ее, ограничен. Если же речь идет об уплотнении фланцев больших диаметров, выбор сужается до фторопластов, ведь алюминий и медь требуют очень большого усилия затяжки.

Плоские прокладки выкраивают из листового материала. Тут, как у всякого портного, обрезки неизбежны... Чем меньше размер уплотнительного кольца, тем экономнее раскрой, тем меньше отходов. Но есть у фторопластов одно коварное свойство — необратимость деформации. Да и само изготовление плоской прокладки большого диаметра — задача не такая уж простая: во время резания или штамповки кольцо растягивается, плоскость прокладки горбится, волнится. Попробуитека пригнать к фланцу такую прокладку и обеспечить качественную сборку!

Новаторы попробовали использовать для уплотнения порошок засыпая его между уплотнительиыми поверхностями. Фланцы, подобно прес су, формируют из порошка уплотни-тельное кольцо нужного размера. Притом исключается прежний процесс изготовления прокладок. И... никаких отходов.

Герметичность фланцевого соединения обеспечивают как порошки чистого фторопласта-3 или фторопла ста 4, так и фторопластов, наполненных графитом, коксом, асбестом, порошками металлов. Особенно хороши композиции на основе фторопласта-4. Подбирая компоненты порошка, нетрудно добиться того, чтобы теплопроводность и коэффициент линейного расширения прокладки и фланцев были близки. Это — страховка от температурной разгерметизации соединения. Такие уплотнения, что немаловажно, держат высокие давления.

Казалось бы, раз так все прекрасно — внедряй без промедления! Однако отсутствуют расчетные характеристики, которые необходимы для кон струирования уплотнительных узлов. Трудность в том, что процесс получения таких прокладок сопровождается так называемой релаксацией в порошковом слое. Иными словами, порошок переходит из твердого через вязкопластичное состояние в упруго-пластичное. Первоначальное усилие затяжки при этом уменьшается. Оно постепенно приближается к некоторому пределу, который характеризуется условно-равновесным состоянием в данных условиях эксплуатации. Не забывайте поэтому следующее правило: при сборке соединений с порошковым уплотнением усилие предварительной затяжки фланцев должно гарантировать его герметичность на протяжении всего срока работь уп лотнительного узла с учетом релаксационных явлений.