Меню:

Учебный самолёт Skyhawk

Двухместные Skyhawk использовались в учебных эскадрильях на завершающей стадии подготовки будущих пилотов реактивных самолетов. После Т-34 Mentor/Turbo Mentor курсант обычно переходил на Т-2 Buckeye для базовой летной подготовки на реактивном самолете, а затем пересаживался на «Scooter» для обучения использованию авиационных средств поражения, отработки базовых приемов маневрирования на реактивном самолете и обучению взлету (посадке) с авианосца. После успешного завершения последнего этапа обучающийся получал заветные «золотые крылышки» — символ летчика морской авиации. Вскоре, однако, по причине слишком медленного поступления в Учебное командование самолетов BAe/McDonnell Douglas Т-45 Goshawk нормальный ход программы обучения летчиков оказался под угрозой — снятие с вооружения «Scooter» шло слишком быстрыми темпами. Последней учебной эскадрильей, списавшей эти машины, стала 7-я эскадрилья «Eagles» (авиабаза Меридиан, штат Миссисипи). Последний выпуск пилотов, подготовленных на А-4, состоялся в 1999 году, причем одним из них стал бразильский летчик — ему предстояло освоить первый в авиации национальных ВМС реактивный истребитель (AF-1 Falcoe или A-4KU Skyhawk). 30 сентября 1999 года в ВМС США состоялись последние взлет и посадка на авианосец самолета Skyhawk (это был АВМА «Джордж Вашингтон»). За время 30-летней карьеры самолета свои «крылышки» получили более 11 тысяч морских летчиков.



Последним двухместным А-4, собранным по заказу ВС США, стал ОА-4М — его получил КМП США. Оценив успешный опыт применения A-4F в роли передового авианаводчика, командование КМП США приняло решение заказать разработку специализированного варианта самолета, который изначально должен был получить современные средства РЭБ и все необходимое радиосвязное оборудование, позволяющее быстро и напрямую связываться с «зарывшимися в грязи поля боя» морпехами. ОА-4М представлял собой переоборудованный TA-4F, на котором сохранили двигатель J52-P-8, но добавили отдельные системы, позаимствованные с А-4М. Самолет также имел выпуклый обтекатель отсека БРЭО, а также характерные обтекатели для аппаратуры систем РЭБ в носовой и хвостовой частях машины. Первый из 23 самолетов ОА-4М поднялся в воздух в июле 1978 года. Как и в случае с TA-4F, основной задачей ОА-4М было обозначение целей для последующей их штурмовки ударными самолетами авиации КМП США — для этого использовались ракеты, обозначавшие цель дымами или горящим белым фосфором.

На смену ОА-4М пришли самолеты F/A-18D Hornet, основная же часть еще сохранившихся самолетов решила приобрести Аргентина — там самолеты ремонтируются и переоборудуются в учебные TA-4AR Fightinghawk, тогда как приобретенные А-4М получили обозначение A-4AR. После окончания холодной войны самолеты семейства А-4 стали активно выводиться из эксплуатации в США. Последним подразделением, оснащенным «Scooter», стала 8-я смешанная эскадрилья авиации ВМС США — ее TA-4J отправились на «кладбище самолетов» в 2003 году. Так закончилась 47-летняя карьера этой машины.

Сегодня А-4 эксплуатируется в США только центром повышенной летной подготовки иностранных пилотов ATSI (Advanced Training Systems International; в районе аэропорта Феникс-Меса Гейтвей) и знаменитой организацией любителей старых боевых самолетов «Collings Foundation».