Меню:

Ту-154 - Реактивный лайнер второго поколения

В начале 1960-х годов «Аэрофлот» решил обновить парк воздушных судов на авиалиниях средней протяженности. На смену Ту-104, Ил-18 и Ан-10 должен был прийти один новый реактивный авиалайнер — им стал Ту-154. Сегодня в эксплуатации еще остаются Ту-154М, но и их судьба уже предрешена.

Работа над будущим Ту-154 началась в ОКБ А. Н. Туполева еще в 1963 году, первоначально самолет планировался как логическое развитие первого реактивного авиалайнера — Ту-104. Самолет должен был заменить в ГВФ целый парк близких по назначению реактивных Ту-104, турбовинтовых Ил-18 и Ан-10. Машина должна была иметь лучшую энерговооруженность и быть пригодной для перевозки более 120 пассажиров на 6000 км. Потребная длина ВПП — не более 2000 м, кроме того, должна была предусматриваться возможность эксплуатации с грунтовых полос, а также в высокогорном или жарком климате. При этом самолет не должен был уступать британскому Trident или американскому Boeing 727.

Новая машина получила обозначение Ту-104Д, однако уже в 1964 году был подготовлен новый проект, которому присвоили обозначение Ту-154. Самолет имел диаметр фюзеляжа 3,8 м круглого сечения, почти такого же размера, как на дальнемагистральном Ту-114 (4,2 м), и был рассчитан в одноклассной компоновке на перевозку 141 пассажира. Рассматривались два варианта силовой установки — три двигателя НК-8 или четыре Д-20П-125М, с установкой в хвостовой части фюзеляжа. В конечном итоге, к середине 1965 года в ОКБ Туполева сложился облик этого среднемагистрального пассажирского самолета.

Самолет Ту-154 был создан по аэродинамической схеме свобод-нонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением с переставным стабилизатором. Трех-лонжеронное крыло кессонной конструкции было относительно большой площади и отличалось высокой степенью механизации — имелись предкрылки, трехщелевые закрылки и интерцепторы. Это позволило получить умеренные скорости взлета и посадки, при возможности совершать крейсерский полет на высотах И—12 км для уменьшения крейсерского расхода топлива. Стабилизатор и предкрылки имеют электропривод, а закрылки и интерцепторы — гидропривод. Обогрев передних кромок крыла и хвостового оперения осуществлялся при помощи теплого воздуха, а закрылков — при помощи электрической системы обогрева.

Расположение трех двигателей было выбрано задним, частично по схеме самолета Ту-134: два двигателя — по бокам в хвостовой части на пилонах, оборудованы реверсивным устройством, и один — внутри хвостовой части фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле. Ту-154 стал первым самолетом марки «Ту», на котором была установлена вспомогательная силовая установка.

Шасси — трехопорное, основные стойки с шестиколесными тележками и дисковыми тормозами колес, убирались в специальные гондолы на крыле. Носовая опора — двухколесная, поворотная.

Пассажирская кабина делилась буфетом-кухней и средним вестибюлем на два салона. В базовом варианте в них размещались 158 кресел — по шесть в ряд, с шагом 0,75 м. Причем блоки кресел устанавливались на рельсах и могли перемещаться по ним с фиксацией через каждые 30 мм, что позволяло менять шаг кресел от 0,75 м до 0,81—0,9 м, и в сжатые сроки переоборудовать пассажирскую кабину на 158,146,134 или даже 128 мест. На линиях же малой протяженности — со временем полета не более двух часов — можно было переоборудовать кабину на 164 места, за счет уменьшения размеров буфета-кухни и установки дополнительно шести кресел.

3 октября 1968 года экипаж во главе с Ю. В. Суховым впервые поднял Ту-154 (СССР-85000) в воздух. В 1969 году опытный самолет демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже. Первые машины поступили в «Аэрофлот» в конце 1970 года, в мае 1971 года они вышли на линии — первоначально только в роли почтовых, а первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва — Минеральные Воды Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года. Первый международный рейс состоялся 1 августа 1972 года в Прагу.

Развитием базового Ту-154 стал Ту-154А, отличавшийся более мощными двигателями НК-8-2У и дополнительным топливным баком в центроплане, который можно было использовать только на земле. Были также добавлены аварийные выходы и улучшены аэродинамические свойства крыла. Первая машина поставлена в апреле 1974 года, а в середине 1975 года Ту-154А вышли на линии.

Следующая модификация Ту-154Б имела усовершенствованные топливную систему, авионику, систему воздушного кондиционирования и шасси. Построено 68 самолетов. Вариант Ту-154Б-2 отличался от Ту-154Б увеличенной до 180 кресел вместимостью, наличием усовершенствованной автоматической бортовой системы управления АБСУ-154-2, а также новыми авионикой и метеорадаром. Дополнительный топливный бак в центроплане теперь можно было использовать в полете. Многие Ту-154Б были доведены до этой версии позднее. Модификация выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолета. Наконец, в 1982 году в воздух поднялся Ту-154М — глубоко модернизированная новая версия.