Меню:

Самолет Tornado adv

Недостаточная маневренность и низкие характеристики ADV на больших высотах частично компенсировались мощной РЛС и превосходным вооружением. На закате своей карьеры эти самолеты вернулись к роли, которую они играли в годы холодной войны, — перехват и сопровождение бомбардировщиков ОКБ Туполева, приближающихся к воздушному пространству Британии. Два горизонтальных пилона для ракет Sidewinder свидетельствуют, что перед нами переходный вариант F.Mk 2 (F.Mk 3 имеет четыре таких пилона).

Самолет Tornado ADV, созданный для возможной защиты Британии от советских бомбардировщиков, таких как Ту-22М, исправно нес службу и неплохо зарекомендовал себя. Но после окончания холодной войны и появления нового истребителя Eurofighter Typhoon, этот вариант Tornado предполагается снять с вооружения в 2011 году.

Хотя возможность перехвата воздушных целей входила в требования к самолету MRCA, ни одна из стран, заказавших эту машину, не планировала использовать ударные Tornado IDS в ПВО. Лишь Великобритания решила создать вариант ADV («Air Defence Variant»), оптимизированный для ведения воздушного боя. В отличие от стран континентальной Европы, которым был нужен скоростной маневренный перехватчик с небольшой дальностью полета, Британия нуждалась в самолете иного типа. Основной угрозой британцы считали дальние бомбардировщики с крылатыми ракетами на борту, для борьбы годный перехватчик, способный атаковать сразу несколько целей. При этом оптимальными для борьбы с советскими бомбардировщиками были признаны ракеты «воздух—воздух» большой дальности. Жизненно важным было требование остановить советские бомбардировщики как можно дальше от английских берегов, так как было известно, что в случае войны на территории Британии будет сосредоточено более 40% авиации НАТО.

Ударное командование ВВС выбрало тактику круговой дальней ПВО с использованием дальних перехватчиков, самолетов-заправщиков, самолетов ДРЛО, способных прикрыть рубеж между Брии сети стационарных РЛС на западном побережье. Центральным элементом этой системы и должен был стать Tornado ADV. В 1976 году было объявлено, что 165 из 385 Tornado, требовавшихся для ВВС, будут построены в варианте ADV, унифицированном на 80% с IDS. Одним из главных отличий стал удлиненный на 1,3 м фюзеляж частично из-за более крупного обтекателя РЛС, но в основном благодаря вставке дополнительного отсека перед крылом. Удлиненная машина могла нести под фюзеляжем четыре ракеты BAe SkyFlash с радиолокационным наведением (передняя пара была полуутопленой). Две (позднее четыре) ракеты AIM-9L Sidewinder подвешивались к внутреннему пилону под крылом, а внешние пилоны не использовались. К первой партии Tornado IDS добавили три прототипа Tornado ADV, первый из которых (ZA254) поднялся в воздух в Вартоне 27 октября 1979 года.