Меню:

самолет Су-25

Первые экспортные Су-25К были поставлены Чехословакии в 1984 году. Советские пилоты в апреле перегнали первую партию машин на авиабазу Градец-Кралове, но с июня этой работой уже занимались чехословацкие пилоты. В 1984—1985 годах 38 чехословацких Су-25 базировались в Градец-Кралове в Восточной Богемии. Но в июне 1985 года вооруженный ими 30-й истреби-тельно-бомбардировочный полк был переведен в Пардубице, став 30-м штурмовым полком. В начале 1990-х годов Чехия и Словакия взяли курс на независимость, в связи с чем началась реорганизация вооруженных сил. В 1992 году начался раздел парка Су-25. Техника чехословацких ВВС была поделена в соотношении 2:1, и 11 Су-25К и один Су-25УБК были переданы ВВС Словакии.

Наследие холодной войны

До сентября 1994 года 1-е звено 2-го смешанного авиаполка словацких ВВС, получившее Су-25, базировалось в Тренчине, откуда его перебросили в Малацки-Кучи-на. Самолеты вошли в состав 3-го

звена 33-й авиабазы, в котором они оставались вплоть до снятия с вооружения в январе 2003 года. Республика Чехия получила 24 одноместных самолета и один двухместный Су-25УБК. В апреле 1994 года произошло объединение 30-го штурмового авиаполка, вооруженного Су-25 и L-39, из Пардубице и 20-го истребительно-бомбардировочного авиаполка, летавшего на Су-22М4, из Намшта. В результате Су-25 вошли в состав 322-й тактической эскадрильи с базой в Намште, где они оставались до расформирования подразделения в декабре 2000 года.

Армения приобрела Су-25 после обострения конфликта в Нагорном Карабахе в 1992 году, вероятно, эти самолеты входят в состав 121-й авиаба- ВОЕННЫЕ САМОЛЕТЫ Экспортный потенциал Су-25 не был полностью реализован — его приобрели только союзники СССР по Варшавскому договору — но после распада Советского Союза самолеты этого типа оказались сразу в ВВС нескольких бывших советских республик. Словакия отказалась от использования Су-25 из-за сокращения военного бюджета. Из 12 Су-25, полученных словаками при разделе имущества чехословацких ВВС, десять были проданы Армении. Болгарский Су-25 на фоне С-130Е амери-ВВС на базе Безмер, Болгария, во чений «Thracian Spring» в 2008 го-Созданные для уничтожения техни-в Европе, Су-25 ныне действуют с бывшими противниками. Чехословацкий Су-25, несущий эмблему эскадрильи в виде скачущей лошади на фоне коричнево-зеленого камуфляжа. Чехословакия была первым зарубежным покупателем Су-25 и получила большое количество этих самолетов.

Единственным оператором Су-25 в Европе остается Болгария, получившая 36 Су-25К и четыре Су-25УБК. Они состоят на вооружении 22-го истребительно-бомбардировочного авиаполка (22 ИБАП), базирующегося в Безмере. Самолеты поделены между двумя эскадрильями. В конце 2008 года Болгария провела программу продления ресурса 12 Су-25. Эти машины (включая шесть Су-25, доработанных в соответствии со стандартами НАТО) будут оставаться на вооружении до конца 2010 или начала 2011 года. зы. В 2005 году 10 дополнительных самолетов были приобретены у Словакии. В свою очередь, Азербайджан купил большую часть из 12 списанных чешских Су-25К и, кроме того, по информации ООН, получил шесть и семь Су-25 от Грузии в 2002 и 2005 годах соответственно.

После развала СССР Белоруссии и Украине досталось большое число Су-25. Беларусь располагает примерно 60 Су-25, хотя не менее половины из них, вероятно, находятся на хранении. Некоторые самолеты белорусы доработали собственными силами, и основная их часть сосредоточена в 206-й ШАБ в Лиде, состоящей из трех боевых и одной учебной эскадрилий.

Некоторые из 64 доставшихся Украине Су-25 были доработаны собственными силами. Среди «унаследованных» самолетов имелось пять учебных корабельных Су-25УТГ, но два из них были потеряны в авариях. Основная часть самолетов сосредоточена в 299-й ОШБ в Саках, хотя их также использует 3-я истребительная тренировочная бригада в Кировском. было объявлено, что Грузия модернизировала для туркменских ВВС 22 боевых самолета и поставила еще две новые машины. Очевидно, речь шла о Су-25. Самолеты входят в состав 56-й БРС, базирующейся в Кизил-Арвате. Казахстан сохранил в строю свои Су-25, хотя точных данных о них мало. В Узбекистане Су-25 входят в состав смешанного 59-го АПИБ в Чирчике, также использующего Су-17. Грузинские «Скорпионы»

Летом 2008 года, на начало конфликта с Россией, в составе гру- зинских ВВС насчитывались пять Су-25КМ Scorpion, модернизированных с помощью Израиля, и пять Су-25 и Су-25УБ. Российская сторона заявила об уничтожении в ходе конфликта трех Су-25. Два стали жертвой ПЗРК «Игла», а третий, как было заявлено, был сбит российским Су-27. Но по другим сведениям в последнем случае речь идет о российском Су-25, попавшем под «дружественный огонь».

Ранее считалось, что Туркменистан располагает 46 Су-25, находящимися на хранении. В 2004 году Вверху: украинский Су-25УБ в оригинальном двухцветном камуфляже выруливает на старт на фоне пары МиГ-29. Украинские Су-25 несут службу в 456-м штурмовом полку, 299-й тактической авиабригаде и 28-й отдельной смешанной авиаэскадрилье.

После потери двух Су-25 в Линкота и Матиашфолде (и гибели чешского пилота) ВВС Венгрии отказались от идеи принять самолет на вооружение. На рисунке изображен гипотетический вариант окраски Су-25 ВВС Венгрии.