Меню:

Среднемагистральный лайнер Boeing 757

Первый полет Boeing 757 выполнил 19 февраля 1982 года. Лайнер был разработан на базе Boeing 727. Стартовыми заказчиками стали компании «British Airways» и «Eastern Airlines». 1 января 1983 года «Eastern Airlines» получила первую серийную машину. После получения заказа на 60 самолетов от «Delta» карьера Boeing 757 пошла вверх. Всего же «Boeing» поставила 1049 лайнеров, включая 55 удлиненных Boeing 757-300. Выпуск Boeing 757 прекратили в 2005 году, однако в 2010 году в мире по-прежнему эксплуатировалось большое количество этих самолетов. Парк Boeing 757 в «British Airways» сократился до пяти машин, но, тем не менее, наибольшее количество Boeing 757 летает в Европе и США. Более того, последний вариант семейства, Boeing 757-300, разработан как раз по заданию европейских авиаперевозчиков на чартерный лайнер для перевозки отпускников на курорты.

США остаются ведущим экс-плуатантом 757-го, многие авиакомпании выбрали его для замены своих Boeing 727. Больше всего 757-х летало в «Delta» — порядка 180. «American Airlines» с 1988 года по 2001 год закупила Boeing 757 в количестве 126 самолетов. В 2010 году среди эксплуатантов Boeing 757 числились: «United Airlines» (96 машин), «Continental Airlines» (58) и «US Airways» (28). Компания UPS стала крупнейшим эксплуатантом грузового варианта, Boeing 757-200PF, который был разработан в 1985 году специально для нее. Первый самолет заказчик получил 16 сентября 1987 года, парк UPS в настоящее время на- считывает 75 машин. В Европе 757-й популярен как чартерный авиалайнер, в 2010 такие самолеты имелись в компаниях «Thomson Airways» и «Thomas Cook Airlines».

Азия и другие


В 1987 году Китай стал важным рынком сбыта для 757-го после поставок самолетов компании СА-АС. В 2010 году Boeing 757 летали в «Air China», «Shanghai Airlines» и «Xiamen Airlines». Boeing 757 нашли привлекательным и международные лизинговые компании.

Новая область использования открылась в августе 1996 года, когда «Boeing» выиграла конкурс на поставку четырех самолетов для ВВС США. Boeing 757-200, получившие обозначение С-32А, предназначены для WIP-перевозок и принадлежат 89-му авиакрылу, где они заменили Boeing VC-137. Помимо ВВС США небольшое количество 757-х закупили ВВС других стран, включая Мексику (один в варианте VIP в ноябре 1987 года) и Аргентину. В 2007 году новозеландские ВВС приняли решение о модернизации двух своих Boeing 757. В гражданском секторе рынка Boeing 757 также используются как VIP и бизнес-самолеты.

Удлиненный 757-й


Всегда существовали сложности с определением места Boeing 757 на мировом рынке гражданских самолетов, так как он использовался и для трансатлантических полетов, и для челночных перевозок на небольшие расстояния. Однако часть эксплуатантов, особенно европейских, не удовлетворяла пассажировместимость лайнера. Запросы таких операторов привели к появлению последнего варианта Boeing 757-300. Учитывая доминирование Airbus А321 на потенциальном рынке дальнемагистральных лайнеров, «Boeing» пересмотрела свои исходные планы по разработке увеличенного 757-го. Первые чертежи удлиненного варианта выполнили в 1993 году, но в 1995 году проект был пересмотрен в сторону увеличения вместимости под требования европейских чартерных перевозчиков. «Boeing» предложила два варианта — 757-200Х с увеличенной взлетной массой и более крупный по размерам 757-300Х, который и выбрали для полномасштабной проработки. Boeing 757-300 впервые показали на выставке в Фарнборо в 1996 году. Длину Boeing 757-300 увеличили на 7,10 м по сравнению с Boeing 757-200, что позволило увеличить пассажировместимость на 20%, а объем грузовых отсеков — на 50%. В типовой конфигурации с салонами разного класса Boeing 757-300 рассчитан на перевозку до 243 пассажиров, в чартерной конфигурации — до 289. Стоимость пассажиро-километра у Boeing 757-300 на 10% ниже, чем у Boeing 757-200. Максимальная взлетная масса возросла до 123600 кг. Крыло, шасси и часть фюзеляжа усилили, шасси получили колеса с новыми пневматиками и тормозами. В силу более длинного фюзеляжа на Boeing 757-300 пришлось принять меры, защищающие хвостовую часть при вероятном соприкосновении с землей на взлете и посадке, установив убираемую хвостовую лыжную опору, как на Boeing 777-300. Кабина для двух членов экипажа у Boeing 757-300 схожа с кабиной 757-200, поэтому экипажи способны выполнять полеты на Boeing 757 всех вариантов.

На завершающем этапе серийного производства оборудование усовершенствовали путем установки бортового компьютера Pegasus системы управления полетом, а также улучшения индикации работы силовой установки и аварийной сигнализации (EICAS). Программное обеспечение позволяет экипажу использовать элементы навигационной системы FANS, которая в более полной мере позволяет использовать преимущества спутниковых систем управления воздушным движением, навигации и связи. Система EICAS оснащена встроенной подсистемой диагностики, она обладает повышенной надежностью. К другим улучшениям, внедренным на Boeing 757, относятся установка модернизированной системы предупреждения о столкновении с землей и новая система обогрева остекления кабины. На Boeing 757-300 установлена новая система обработки воздушных сигналов и инерциальная опорная система.

Старт программы 757-300


Заказ на 12 самолетов Boeing 757-300 поступил 2 сентября 1996 года от немецкого авиаперевозчика «Condor Flugdienst». Следующим покупателем стала «Icelandair», анонсировавшая покупку двух лайнеров на Парижском авиасалоне 1997 года. Выкатка первого Boeing 757-300 состоялась 31 мая 1998 года. Первый полет лайнер выполнил 2 августа. К этому времени были получены дополнительные заказы от «Condor» и «Arkia Israeli». Сертификат FAA на Boeing 757-300 был получен 22 января 1999 года, сертификат европейской JAA — 25 января. Первый Boeing 757-300 передали «Condor» 10 марта 1999 года, его эксплуатация началась уже через девять дней. Компания «Arkia Israeli Airlines» получила два заказанных самолета в январе — феврале 2000 года, а «Icelandair» получила один самолет в марте 2002 года, отказавшись от второго. Несмотря на большие надежды, которые «Boeing» питала в отношении Boeing 757-300, объем продаж оказался небольшим. Всего построили только 55 самолетов. Сказалась узкая направленность данного варианта и, что более важно, появление Boeing 737NG.