Меню:

Соревнования радиопланеристов

Было бы неполно сказать только о розыгрыше Кубка СССР и умолчать о предшествовавших ему сборах радистов. Тренировочные сборы позволили исследовать и испытать вновь по строенные модели и восстановить спортивную форму. Старший тренер Л. Алдошин с помощью кандидата педагогических наук мастера спорта В. Чичикииа ввел специальный комплекс упражнений, который содействовал улучшению психологической подготовки, выработке у спортсменов убежденности и уверенности в своих действиях.

Заключительным этапом сборов явились соревнования. Они показали возросшую выучку ряда участиинов. Взять, к примеру, молодого спортсмена С. Коробку из Перми. Радиоавиамо-делиэмом он начал заниматься в 1980 году, но благодаря упорным тренировкам уже освоил выполнение всех фигур пилотажного комплекса и по результатам приблизился к группе лидеров; улучшилось качество изготовления модели. Шаг вперед сделали пилотажники из Московской области А. Щеглов И А. Горохов, а также ведущие мастера В. Макаров (Киев), В Ткачук (Красноводск) и М. Мелихов (Харьков). Все они демонстрировали новинки: на их моделях применялись закапотированные резонансные трубы и ряд других усовершенствований, помогающих увереннее выполнять пилотажный комплекс. Правда, ряд сложных фигур, такие, к примеру, как фиксированные «бочки», еще нуждаются в серьезной шлифовке.

Отрадно, что в ходе соревнований три кандидата в мастера и один перворазрядник выполнили норматив мастера спорта. В их числе А. Леве» из Подмосковья, выступавший с моделью планера. Он работал с отечественной аппаратурой «Супрана н завоевал второе место, перворазрядник М. Виноградов (Волгоград) в прошлом году выполнил весь пилотажный комплекс, также используя «Супранар». Год ушел на то, чтобы освоить пилотирование радиоуправляемого планера. А иа соревнованиях Виноградов выполнил норматив мастера спорта.

Результативными были полеты модели планера И. Муковозчика (Минск), и превысил норматив мастера спорта международного класса. Большинство радиопланеристов добилось Солее точной посадки своих моделей, стало лучше ориентироваться в пространстве. В сравнении с прошлый годом больше было участников на гоночном старте.

Челябинскому мастеру спорта Ю. Заславскому удалось превысить мировой рекорд продолжительности полета в классе радиоуправляемых моделей гидросамолетов — 11 часов 02 минуты против 9 часов 58 минут (ранее мировое достижение принадлежало китайскому спортсмену). Только наступление сумерек заставило прекратить этот полет, в баке еще оставалось горючего более чем на час полета. Это не первый рекорд челябница. Ю. Заславский подготовил группу спортсменов, способных выступать на крупных турнирах. В их числе девятиклассник Д. кундии. Перворазрядник, он уверенно демонстрировал освоенные им два пилотажных комплекса.

Настойчиво овладевает опытом ведущих авиамоделистов кандидат мастера спорта г. Клементьев из Подмосковья. Удачно закапотированная резонансная труба хорошо вписалась в аэродинамические обводы конструкции. Стекл ои углепластик, использованные для деталей фюзеляжа, снизили его массу на 100 г, а полная масса модели составила 3200 г. Крылья — цельнопенопластовы (что лучше наборной конструкции), сохраняют аэродинамическую форму, обшиты бальзовыми пластинами. Двигатель развернут на 90 градусов влево по полету, это позволило сделать короче выхлопной патрубок, улучшить газодинамические характеристики силовой установки, снизить ее массу на 50 г. Удачно решена выхлопная система: газы выводятся через фюзеляж, за крылом, вниз, не нарушая симметрии обдува модели, делая ее полет более устойчивым.

Модель Клементьева прошла Квадратную трассу 200x200 м со средней скоростью 163 км/ч, а на мерной базе в 200 м достигла 220 км/ч. Сейчас Клементьев работает над динамически подобной моделью самолета Як-55.

Небезынтересен «паспорт» турнира. Из 93 участников 37 имеют высшее и 14 среднетехническое образование. Умственным трудом занято 48 человек, 22 — рабочие, 10 — в рядах Вооруженных Сил, 13 — учащиеся. Половина спортсменов — коммунисты и комсомольцы. Одна из проблем, и это показали соревнования в Планерском, — создание надежной высококачественной отечественной радиоаппаратуры. Более опытные авиамоделисты самостоятельно дорабатывают «Супранары», создают самодельные устройства. Многие же испытывают большие затруднения в приобретении аппаратуры. До сих пор не решен вопрос, где можно отремонтировать «Супранар». Мы в состоянии наладить выпуск необходимой авиамодельной радиоаппаратуры, соответствующей лучшим мировым образцам

Наш радиоавнамоделизм идет по оптимальной траектории. Тем более нельзя мириться с недочетами, тормозящими его развитие. До сих пор отсутствует современное информационно-измерительное и контрольно-техническое оборудование на стартах, недостаточная обеспеченность авиамоделистов необходимыми материалами. Правила соревнований не соответствуют международному спортивному кодексу по авиамоделизму. Мало еще квалифицированных суден.

Для дальнейшего движения вперед нам необходимо, серьезно подумать «...о выработке такого стиля работы, в котором органически сочетались бы исполнительность, дисциплинированность со смелой инициативой и предприимчивостью».