Меню:

Сергей Константинович Туманский – творец авиационных двигателей

Сколько людей летали и летают на самолетах с двигателями, созданными под руководством выдающегося конструктора и ученого Сергея Константиновича Туманского? Трудный, захватывающе интересный путь прошел Туманский в авиации Начал его в огненные дни борьбы за власть Советов, в авиационном отряде, в котором служил летчи-ком-командиром его брат Алексей: был мотористом, пулеметчиком, бомбардиром. В 1921 году поступил в Ленинградскую военно-техническую школу ВВС После ее окончания служил в Строевой авиационной части

Спустя некоторое время Туманский становится слушателем Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, вступает в научное общество, участвует в группе по разработке авиационного двигателя для представления на конкурс, объявленный Осоавиахимом. Работа группы получила наивысшую оценку. После окончания академии Туманский — старший инженер Центрального института авиационного моторостроения — ЦИАМ (1931), конструктор на моторостроительном заводе (1937), затем снова в ЦИАМ

«Сердце самолета» — так иногда называют авиационный двигатель — должно работать безотказно С первых же лет своей конструкторской деятельности Туманский в первую очередь заботился именно об этом — о надежности Созданные на заводе, где он был конструктором, мощные звездообразные двигатели воздушного охлаждения типа М-88 стояли на самолетах Ил-4 — одном из основных бомбардировщиков дальней авиации, а также авиации Военно Морского Флота. В трудные военные годы Туманский возглавлял один из заводских коллективов, проводивших испытания и доводку силовых установок истребителей Ла-5, Як-3 и штурмовика Ил-2.

Туманский плодотворно работал в опытном конструкторском бюро возглавляемом А А Микулиным, был его заместителем. С 1956 года становится Генеральным конструктором Это КБ дало стране прекрасные и надежные двигатели, которыми оснащались многие дозвуковые и сверхзвуковь е самолеты Под руководством Туманского созданы двигатели для самолетов разнообразных назначений, учебно-трени-ровочных, истребителей, бомабрдиров-щиков, пассажирских лайнеров

Авиационные спортсмены ДОСААФ помнят появление в 1960 году нового двухместного спортивного самолета Як-30 и его одноместного варианта — Як-32 На этих самолетах стояли турбореактивные двигатели РУ-19, сконструированные С. К. Туманским.

С участием Туманского создавались турбины авиационных двигателей, работавшие в условиях высоких температур Выполнены исследования для реактивных двигателей с каскадным компрессором. Даны рекомендации по устранению напряжений лопаток компрессоров и турбин, порождаемых вибрациями.

Родина высоко оценила заслуги академика С. К. Туманского Лауреат Ленинской и Государственной премий, он был удостоен звания Героя Социалистического Труда Умер Сергей Константинович 9 сентября 1973 года. Отмечая 80-летие со дня его рождения, советский народ помнит своего верного сына и чтит память о нем.