Меню:

Самолёты EMBRAER ERJ и Legacy 600

В рамках проводившегося в июне 1989 года Парижского аэрокосмического салона компания EMBRAER объявила о работах по созданию на базе турбовинтового ЕМВ-120 Brasilia регионального авиалайнера вместимостью 45/48 мест, оснащенного турбовентиляторными двигателями.

Изменения конструкции самолета были минимальны, и вначале самолету даже присвоили обозначение ЕМВ-145 Amazon. Он имел удлиненный по сравнению с предшественником фюзеляж и новую силовую установку в составе двух турбовинтовых двигателей Allison АЕ3007 тягой по 31,14 кН и размещенных в гондолах, установленных на крыле, в корневой его части (воздухозаборники немного выступали за переднюю кромку крыла). Такая концепция — с минимальными изменениями — преследовала цель сократить стоимость разработки новой машины, а также обеспечить уровень эксплуатационных расходов на уровне турбовинтовых авиалайнеров аналогичной размерности того периода. Предполагалось, что Amazon будет иметь 70—75-про-центную совместимость с Brasilia.

Испытания в аэродинамической трубе, проведенные в 1 990 году, показали, что проект необходимо переработать, что и было осуществлено в октябре 1990 —марте 1991 года. Изменения коснулись крыла, шасси и силовой установки. После этого была осуществлена программа испытаний в исследовательской и испытательной лаборатории СТА в Сан-Жозе-дус-Кампосе, а затем — в аэродинамической трубе в компании «Boeing» в Сиэтле. По результатам полученных данных в апреле 1991 года в проект были внесены дополнительные изменения: новое крыло было более коротким и жестким, имело сверхкритический профиль и стреловидность 22,5°; двигатели размещались в гондолах, подвешенных на пилонах под крылом;

передняя часть фюзеляжа удлинена, что позволило установить более длинную носовую стойку шасси. В октябре 1991 года было объявлено о внесении дополнительных изменений в проект — мотогондолы двигателей были перенесены в хвостовую часть, где установлены по бортам фюзеляжа. Продувки в аэродинамической трубе на дозвуковых и околозвуковых скоростях подтвердили правильность такого решения, улучшившего характеристики авиалайнера. В июле 1992 года проект был утвержден (первоначально первый полет самолета планировался на конец 1991 года).

В феврале 1993 года к программе на правах партнерства с разделением рисков присоединились американская «Parker-Hannifin» и испанская «GAMESA»: первая отвечала за поверхности управления и бортовые системы, а вторая — за разработку и производство крыла и мотогондол двигателей. Позже к программе также присоединились компании «Sonaca» (Бельгия; центральная и хвостовая части фюзеляжа, пилоны мотогондол двигателей), «ENAER» (Чили; хвостовое оперение), «Norton» (США; носовой обтекатель) и «C&D Interiors» (США; отделка пассажирского салона и багажных отсеков).

Прототип поднялся в воздух 11 августа 1995 года, а в программе летных и сертификационных испытаний принимали участие — кроме прототипа — еще и три серийные машины (было выполнено 1100 полетов). К декабрю 1996 года испытания были завершены, сертификация — пройдена, а первый ЕМВ-145 поступил в эксплуатацию американской компании «Continental Express».

В 1997 году ЕМВ-145 получил новое обозначение ERJ-145, а затем ERJ145. К середине 2010 года количество заказов на самолет перевалило за тысячу, из которых 890 были размещены авиакомпаниями.

Существует шесть гражданских подвариантов ERJ 145: ERJ 145EU с увеличенной максимальной взлетной массой; ERJ 145ER с увеличенной дальностью полета; ERJ 145ЕР с еще большей взлетной массой; ERJ 145MR с более мощными двигателями АЕ3007А1; ERJ 145LR с большей дальностью полета и большей топливной вместимостью, и двигателями AE3007A3 тягой по 33,05 кН; ERJ 145XR с дальностью полета 3700 км.

На базе авиалайнера Brasilia велась разработка военных вариантов — ЕМВ-120EW и ЕМВ-120RS, но ВВС Бразилии заказали примерно аналогичные подварианты на базе ЕМВ-145. ЕМВ-145SA — са молет ДРЛОиУ. Бразильские ВВС заказали пять таких машин с поставкой с 2002 года (по программе SIVAM). Самолет отличается экипажем из семи, вместо пяти, человек, РЛС бокового обзора Ericsson Erieye с антенной в длинном обтекателе на верхней части фюзеляжа, защищенной линией обмена данных, новой авиони-кой и системой управления полетом, увеличенным запасом топлива и рядом других усовершенствований. В декабре 1998 года Греция заказала четыре таких самолета.

EMB-145RS (изначально ЕМВ-120RS) — самолет дальнего радиолокационного обнаружения, который призван дополнять самолеты ДРЛОиУ ЕМВ-145SA. Первые три самолета были заказаны с поставкой с 2001 года, причем данные машины имели практически те же конструктивные усовершенствования, что и ЕМВ-145SA. Новой была установка канадской интегрированной радиолокационной системы MacDonald Dettwiler IRIS (Integrated

Radar Imaging System) с антенной с синтезированной апертурой луча, которая размещалась в подфю-зеляжном обтекателе, комбинированной системой Versatron Skyball (ТВ/ИК-си-стема переднего обзора) и мультиспектральной системы Daedalus (диапазоны УФ, видимая область спектра и ИК). Самолет предназначен для решения задач по исследованию природных ресурсов, контролю за экологией рек и картографированию местности. Самолеты обоих вариантов сегодня находятся на вооружении ВВС Мексики.

В 1997 году руководство компанией EMBRAER решило более широко использовать успех, полученный по программе ERJ145, в результате чего линейка данного семейства пополнилась региональным авиалайнером с укороченным фюзеляжем на 37 мест. Официально работы по проекту EMBRAER ERJ 135 были начаты в сентябре 1997 года, два прототипа представляли собой переделанные предсерийные ERJ145. Первый полет новая машина совершила 4 июля 1998 года, а ее стартовым заказчиком стала «Continental Express», получившая свою первую серийную машину в июле 1999 года (на тот момент EMBRAER получила твердые заказы и опционы на 139 таких авиалайнеров).

ERJ135 имеет 90-про-центную совместимость с ERJ145 — аналогичные крыло, хвостовое оперение, кабина экипажа и основные системы. Основное отличие — укороченный на 3,53 м фюзеляж. Компоновка кресел в салоне сохранена (2+1). Родство обеих машин позволяет достичь упрощения подготовки летного состава и техобслуживания, а также снижения операционных расходов.

Компания EMBRAER предпринимала также попытки вывода на рынок промежуточного варианта — 44-местного ERJ140 (первый полет 27 июля 2000 года), но неудачная обстановка на международном рынке авиаперевозок, вызванная терактами в США, не позволила достичь успеха в данном направлении. Более удачно сложилась судьба у рассчитанного на перевозку 8 пассажиров бизнес-джета Legacy 600, созданного на базе ERJ135. Самолет оказался востребован у гражданских и военных заказчиков.