Меню:

Самолёты EMBRAER ЕМВ-312 Tucano и ЕМВ-314 Super Tucano

Разработка турбовинтового учебного самолета ЕМВ-312 Tucano была начата в 1978 году в ответ на требования ВВС Бразилии на самолет данного класса, который должен был прийти на смену Cessna Т-37. Причем в обязательном порядке требовалось, чтобы самолет был разработан и серийно выпускался в Бразилии. Первый полет— ^августа 1980 года, а в сентябре 1983 года первый из 133 самолетов, предназначенных для Бразилии и получивших обозначение Т-27, был передан Военно-воздушной академии, расположенной около Сан-Паулу.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным трапециевидным двухлонжеронным крылом, которое имеет од-нощелевые закрылки и элероны с электрически управляемыми триммерами. Фюзеляж— типа полумонокок. Крыло и фюзеляж изготовлены из алюминиевых сплавов. Кабина — двухместная, с односекционным фонарем, откидывающимся вправо, и катапультными креслами. Управление шагом воздушного винта и оборотами двигателя выведено на одну ручку. В задней части фюзеляжа имеется багажный отсек объемом 0,17 м3.

Стабилизатор и киль —кессонной конструкции, с двумя лонжеронами. Шасси — трехопорное, с носовым колесом. Каждая стойка имеет одно колесо, имеется система аварийного выпуска шасси в случае отказа гидронасоса основной системы. В крыле размещено два топливных бака суммарной емкостью 694 л с внутренним антидетонационным покрытием.

В сентябре 1983 года был заключен контракт с Египтом на поставку 134 само-летовТисапо, причем кроме первых десяти все были собраны по лицензии в египетском Хелуане. ВВС Египта получили 54 самолета, остальные — переданы ВВС Ирака. Затем бразильские самолеты приобрели ВВС Аргентины, Колумбии, Гондураса, Ирана, Парагвая, Перу и Венесуэлы, а в июле 1990 года Франция объявила о намерении приобрести 80 самолетов ЕМВ-312F с поставкой с июля 1993 года (позже заказ был сокращен до 50 машин).

Предназначенная для Франции модификация отличалась увеличенным усталостным ресурсом, под-фюзеляжным воздушным тормозом, антиобледени-тельной системой для воздушного винта и фонаря кабины, а также французской авионикой и рядом других усовершенствований.

В марте 1985 года Tucano стал победителем тендера, объявленного британскими ВВС на учебно-тренировочный самолет для замены УТС Jet Provost. Модифицированный под требования британцев самолет, Tucano T.Mk 1, выпускался по лицензии компанией «Shorts» (Северная Ирландия). Компания выпустила 130 самолетов, а также поставила такие машины для Кении и Кувейта.

В июне 1991 года фирма EMBRAER анонсировала новый самолет — ЕМВ-312Н (затем ЕМВ-314) Super Tucano, оснащенный более мощным двигателем РТ6А, приводящим во вращение пятилопастный воздушный винт (ранее использовался трехлопастный), а также отличающийся большей полезной нагрузкой. Велась разработка трех подвариан-тов Super Tucano, отличающихся моделями двигателя РТ6А: базовый ЕМВ-312Н с двигателем PT6A-67R мощностью на валу 1600 л. с. (1193 кВт); предлагавшийся в рамках программы ВС США JPATS («Joint Primary Aircraft Training System») вариант ЕМВ-312HJ с двигателем РТ6А-68А мощностью 1300 л.с. (969 кВт); вариант патрульного самолета для охраны границы ALX с двигателем РТбА-68-1 мощностью 1250 л.с. (932 кВт). Для установки более длинного двигателя и сохранения центра тяжести самолета пришлось удлинить фюзеляж машины за счет вставок (перед и позади кабины), а для установки центрального узла подвески — усилить конструкцию планера. Среди других усовершенствований: увеличенный усталостный ресурс планера, новое крыло с двумя 12,7-мм пулеметами, новый фонарь, совместимое с очками ночного видения кабинное приборное оборудование с использованием жидкокристаллических дисплеев-индикаторов и приемником спутниковой навигационной системы, органы управления скомпонованы по принципу HOTAS, наддув кабины, бронепреграды из кевлара для защиты кабины, новые катапультные кресла Martin-Baker Mk 10 класса «0—0», бортовое кислородное оборудование с системой генерации кислорода, внедрение противопере-грузочных костюмов летчиков, система централизованной заправки, антиобле-денительные системы воздушного винта и фонаря кабины и подфюзеляжный воздушный тормоз. Первый полет ЕМВ-312Н состоялся в мае 1996 года, первый заказ на ЕМВ-314 поступил от «Bombardier» — в рамках программы совместной подготовки летчиков ВВС стран НАТО, но затем контракт был передан Beechcraft Harvard II.

В августе 1995 года ВВС Бразилии подписали с EMBRAER контракт на разработку легкого штурмовика/учебно-боевого самолета ALX с двигателем РТбА-68-5, поставки которого намечалось начать с 1999 года. По оценкам командования национальных

ВВС для успешной реализации программы по контролю за бассейном реки Амазонка требовалось приобрести не менее 99 самолетов, в том числе 49 одноместных ударных А-29 (длина фюзеляжа 10,53 м), 20 двухместных АТ-29 (с фюзеляжем, как у ЕМВ-314 и возможностью установки платформы с ИК-системой переднего обзора для эффективного целеуказания в ночное время), а также 30 учебно-тренировочных самолетов повышенной летной подготовки АТ-29, имеющих двойное управление и предназначенных для замены Xavante. К концу 2008 года в распоряжении ВВС имелось 59 ударных самолетов, еще на 23 самолета были размещены заказы, а 15 самолетов были заказаны в варианте УТС.

Заказы на Super Tucano были также получены от Чили, Колумбии, Доминиканской Республики, Эквадора, Гватемалы, Индонезии и неназванной частной компании. Один самолет под обозначением А-29В используется ВМС США в рамках «испытаний противоповстанческих самолетов».