Меню:

Самолёты EMBRAER ЕМВ-110 Bandeirante и ЕМВ-111 Patrulha

19 августа 1972 года первый полет совершил самолет, спроектированный бразильской авиастроительной компанией EMBRAER («Empresa Brasilei-га de Aeronautica SA») в соответствии с требованиями бразильских ВВС на легкий BTC и национальными авиакомпаниями на новый пассажирский/грузовой авиалайнер. Предыдущий девятиместный вариант, имевший в целом схожие особенности (свободноне-сущий низкоплан с убираемым трехопорным шасси и силовой установкой из двух ТВД Pratt & Whitney PT6A), был использован в качестве прототипа под обозначением EMBRAER ЕМВ-100 (военное обозначение YC-95). Представленный затем EMBRAER ЕМВ-110 Bandeirante имел большую кабину, что было встречено с энтузиазмом как авиакомпаниями, так и бразильскими военными.

Первые три из 80 самолетов Bandeirante, заказанных бразильскими ВВС, были поставлены в феврале 1973 года, а вскоре самолет стал основой во-енно-транспортного парка национальных ВВС. 60 самолетов модификации С-95 представляли собой 12-местный вариант, а 20 самолетов С-95А (ЕМВ-110К!) были грузовыми машинами с удлиненным на 0,85 м фюзеляжем перед крылом, грузовой дверью размером 1,80 х 1,42 м, а также двигателями РТ6А-34, установленными взамен РТ6А-27. Причем грузовая дверь использовалась как для ускорения сброса грузов в полете, так и в качестве аварийного выхода. За этими вариантами последовал 31 самолет модификации С-95В — военный вариант гражданской модели ЕМВ-1 ЮР, причем три таких самолета были приобретены Габоном. ВВС Бразилии планируют модернизировать 54 самолета С-95 в вариант С-95М. Уругвайские ВВС получили пять 15-местных ЕМВ-11 ОС в 1975 году, а чилийские ВМС — три морских варианта ЕМВ-110CN в 1976 году.

На вооружение бразильских Вооруженных сил поступили еще четыре специализированные модификации самолета. Первый — восьмиместный ЕС-95, предназначенный для проверки и калибровки навигационных систем. Четыре такие машины, имевшие фирменное обозначение ЕМВ-11 OA, поступили на вооружение специальной группы, дислоцированной в Сантос-Дюмоне.

Следующими стали шесть семиместных R-95 (ЕМВ-110В) — самолеты фоторазведки, в днище которых были сооружены окна для съемки фотокамерами Zeiss и установки иного специализированного оборудования. Кроме того, самолеты получили до-плеровскую и инерциаль-ную навигационные системы. R-95 эксплуатировались 6-й авиагруппой берегового командования (Comando Costeiro — COMCOS), размещенной в Ресифе. Один ЕМВ-110В был продан Уругваю, плюс два гражданских ЕМВ-110Р1А были приобретены ВВС Колумбии, а три — для правительства Перу.

Береговое командование (COMCOS) также располагало морской патрульной модификацией Р-95 (ЕМВ-111 А). Две авиаэскадрильи 7-й авиагруппы получили 21 такой самолет — с 1976 года, когда с вооружения был снят последний Lockheed Р-2 Neptune, данная группа была «законсервирована». В большом носовом обтекателе находится антенна поисковой РЛС Eaton-AIL AN/AP5-128 Sea Patrol, полностью интегрированной с бортовой инер-циальной навигационной системой. Кроме того, на СА\молет были установлены мощный поисковый прожектор, пусковая установка сигнальных ракет и аппаратура радиоэлектронного противодействия, а на четырех подкрыльевых узлах подвески можно было размещать различные средства поражения. Благодаря топливным бакам на законцов-ках крыла время полета удалось увеличить до 9 часов.

Бразильские Р-95 получили местное обозначение Bandeirulha — сокращенно от Bandeirante Patrulha. Чуть позже бразильские военные приобрели вторую партию самолетов — в виде модернизированных Р-95В, отличавшихся новой авио-никой и усиленным планером. Под этот вариант затем были модернизированы ранние Р-95.

ВМС Чили получили 6 самолетов ЕМВ-111 AN (взамен четырех Lockheed SP-2E Neptune, поставка которых была запрещена правительством США), а еще один — ВВС Габона. Чилийские самолеты эксплуатировались 3-й патрульной эскадрильей в роли самолетов БП А вплоть до прибытия закупленных самолетов аналогичного назначения Р-3 Orion в 2005 году. Два ЕМВ-111А были поставлены ВВС Анголы.

Поисково-спасательная модификация самолета получила обозначение SC-95B (ЕМВ-110Р1(Ю), их поставки начались в 1981 году — первыми восемь самолетов данного типа получила 10-я авиагруппа бразильского берегового командования, дислоцированная в Кампо-Гранде. Отличительными особенностями машины были выпуклые блистеры на каждом борту, а также способность брать на борт шесть носилочных раненых — в дополнение к типовой поисково-спаса-тельной команде. Один самолет данного типа был поставлен Конфедерации Се-негамбия (в составе Сенегала и Гамбии).

Выпуск Bandeirante в гражданском и военном вариантах продолжался до 1990 года, всего было продано 500 машин.