Меню:

Самолёт Lockheed P-80 Shooting Star

О самолёте

Первый американский серийный реактивный истребитель не успел принять участие во Второй мировой войне, но составил ядро сил ВВС США, направленных в Корею. Shooting Star также привлекался к различным испытательным программам и привел к появлению учебного Т-33 и истребителей семейства F-94.

Для американских летчиков 1940-1950 годов P-80 Shooting Star был превосходным самолетом, но для критиков — неудачным сочетанием современных на тот момент технологий с планером, почти не отличавшимся от поршневых истребителей, да еще и имевшим значительные массу и размеры. «Р-80 был великолепным самолетом», — считает первый лейтенант Мартин Бэмбрик, летавший на нем в конце 1940-х годов, — «но мы постоянно думали о том, что получилось бы, если бы конструкторы в процессе его создания проявили бы большую смелость?»

Однако общим было мнение, что Р-80 имел ряд существенных недостатков. Так летчикам и техникам доставляли много хлопот размещенные в носовой части фюзеляжа лючки, которые зачастую открывались в полете, делая машину практически неуправляемой. Нарекания также вызывал тот факт, что створки ниши носо вой опоры шасси весьма часто закрывались еще до того, как уборка шасси была завершена.

Впрочем, это были, по мнению военных, все же мелочи — в момент появления в строевых частях Р-80 Shooting Star американские ВВС получили серьезный козырь в борьбе за господство в воздухе. Выступая 1 августа 1945 года перед журналистами в Митчелл-Филд и в Бербанке, представители ВВС Армии США заявили, что Shooting Star «похож на посланца из иного мира, схожего с космическим кораблем Бака Роджерса» (герой комиксов и телесериала предшествовавшего тому десятилетия). Как бы то ни было, Р-80 доказал свою высокую надежность, причем значительное количество машин было даже переброшено в Европу, но принять участие во Второй мировой войне самолет все же не успел.

История самолета неразрывно связана с молодым конструктором Кларенсом Л. Джонсоном.

18 июня 1943 года Джонсон стремглав взлетел по лестнице, перепрыгивая через ступеньки, и буквально ворвался в кабинет президента «Lockheed» Роберта Гросса, расположенный в штаб-квартире компании в Бербанке, штат Калифорния. В кабинете тогда находились сам Гросс и главный конструктор компании Хэл Хиббард. «Из Райт-Филд пришло предложение создать самолет на базе британского реактивного двигателя», — выпалил Джонсон, — «я уже выполнил предварительные расчеты и думаю, что мы можем пообещать им сделать самолет в течение 180 дней. Что вы об этом думаете?»

На том и порешили — руководство «Lockheed» решило поднять новую машину в воздух в течение 180 дней. Ни один истребитель не создавался в такие сжатые сроки, точнее ни один реактивный истребитель.

Интересно, что специалисты «Lockheed» могли начать создание реактивного истребителя намного раньше — еще в 1939 году группа инженеров во главе с Джонсоном, позже получившая наименование «Skunk Works», предложила спроектировать такой самолет. Конструкторы даже выполнили эскизы нескольких вариантов реактивного самолета, самым интересным из которых стал L-133-02-01 — футуристический самолет, выполненный по схеме «утка» и создававшийся под двигатель, разработанный другим сотрудником «Lockheed» — Натаном Райсом (самолет имел два ТРД). Причем ТРД L-1000 с осевым компрессором был даже более фантастическим проектом, чем собственно самолет L-133. В конечном итоге американские военные интереса к проекту не проявили.

И вот для Джонсона и его коллег настал момент реализовать свои задумки — в течение 143 дней они создали новый самолет.

Проектирование

Предложенный конструкторами во главе с Джонсоном самолет ХР-80 имел крыло ламинарного профиля с минимальным удлинением, обычное хвостовое оперение и трехопорное шасси с носовой стойкой. Воздухозаборники двигателя находились в корне крыла, а его сопло было вынесено в самый хвост самолета. Кабина закрывалась каплевидным фонарем, а вооружение должно было включать пять 12,7-мм пулеметов, смонтированных в носовой части.

Интересно, что инженеры спроектировали Р-80, а рабочие приступили к «резке металла» еще до того, как кто-нибудь из них увидел «живой» реактивный двигатель. Первый ТРД из Великобритании поступил лишь после того, как первый планер был уже почти готов — из-за задержки с поставкой британцами ТРД на «Lockheed» для сборки самолета и первых испытаний были вынуждены использовать его деревянный макет. Американские летчики в Европе уже несколько месяцев летали на двухмоторном реактивном истребителе Bell Р-59 Airacomet (первый американский реактивный истребитель), но эти машины порой уступали даже поршневым самолетам, и лишь немногие из специалистов «Lockheed» хоть что-либо знали о Р-59 — еще меньше знали о существовании британского Gloster Meteor, немецкого Messerschmitt Me 262 или о других первых зарубежных реактивных истребителях.

ХР-80, прозванный «Lulu Belle», совершил первый полет 8 января 1944 года под управлением Майло Бурхэма. К концу войны два Р-80 уже находились в Италии — их готовили к участию в боевых вылетах, еще два самолета находились в Великобритании, а всего летало на тот момент не менее 16 машин.

В последующие годы Р-80, переименованный 11 июня 1948 года в F-80, установил несколько мировых рекордов, принял участие в Корейской войне, а также послужил основой для создания учебно-тренировочного самолета Т-33 и истребителя F-94. В целом, Shooting Star занял место в истории мировой авиации как один из первых полноценных, боевых реактивных истребителей в мире.