Меню:

Самолёт Globemaster в ВВС США

С-17 является стратегическим военно-транспортным самолетом (ВТС), состояния оперативной готовности в ВВС США первые машины достигли в январе 1995 года. Данные самолеты активно используются ВС США для обеспечения операций по всему миру, а с началом так называемой «Глобальной войны с терроризмом» рабочий график экипажей С-17 стал еще более напряженным — типовая эскадрилья С-17, включающая 20 экипажей, должна иметь не менее 13 самолетов, полностью готовых к немедленной командировке сроком на три недели в любой район земного шара.

Экспедиционные силы

Со времени появления С-17 в составе американских ВВС характер их использования существенно изменился. Начиная с 2006 года, принадлежащие Боевому авиационному командованию самолеты С-17 основную часть задач решают на двух театрах военных действий — в Ираке и Афганистане, для чего самолеты передислоцируются на единую базу экспедиционных сил, решая задачи на ротационной основе — по пять месяцев кряду.

Для более эффективного решения данных задач были сформированы две экспедиционные авиаэскадрильи: 816-я (в составе 379-го экспедиционного авиакрыла), размещенная на одной из баз в Юго-Западной Азии, и 817-я, дислоцированная на турецкой авиабазе Инджирлик. Данным эскадрильям были переданы самолеты из состава 315-го (авиабаза Чарлстон, штат Южная Каролина) и 62-го (авиабаза Мак-Хорд, штат Вашингтон) транспортных авиакрыльев.

Особенно востребованы обе экспедиционные эскадрильи оказались в Афганистане, где они обеспечивают доставку на передовые базы (Forward Operating Base или FOB) практически всех грузов: топливо, боеприпасы и вооружение, продовольствие, воду и медикаменты. Обычно один С-17 доставлял на две FOB до 20 тонн различных грузов, сбрасывая их парашютным способом на 36 грузовых палетах, после чего самолет совершал посадку на одной из главных военных баз союзников в Афганистане, где его уже ждали следующие 36 палет. Причем обыч но экипаж С-17, состоящий из командира, второго пилота и оператора погрузочного оборудования, работал не менее 16 часов в сутки, а одновременно в день в доставке грузов принимали участие не менее 12 самолетов Globemaster III, прозванных летчиками «Barney». Впрочем, для более продолжительных миссий часто использовался расширенный состав экипажа — три пилота и два оператора погрузочного оборудования. Совместимое с очками ночного видения приборное оборудование кабины позволяет экипажу С-17 выполнять сброс грузов с малых высот, в ночных условиях и с точностью не более 50 метров от назначенной точки.

Идея формирования экспедиционных эскадрилий себя полностью оправдала, только за первый месяц своего существования самолеты 816-й эскадрильи выполнили 854 самолетовылета и перевезли около 10432625 кг грузов и 23530 пассажиров. Экипажи эскадрильи также сбросили парашютным способом 368771 кг различных грузов и снаряжения для войск и гуманитарной помощи для гражданского населения.

Несмотря на то, что практически все эскадрильи С-17 привлекаются для доставки личного состава и грузов посадочным способом, часть подразделений имеет определенную специализацию. Так, например, 517-я транспортная эскадрилья 3-го транспортного авиакрыла с авиабазы Элмендорф специализируется на доставке грузов парашютным способом — равно как и 533-я транспортная эскадрилья 15-го транспортного авиакрыла, дислоцированная на авиабазе Хикэм, на Гавайях. А вот 21-я эскадрилья 60-го аэромобильного авиакрыла, с калифорнийской авиабазы Трэвис, выполняет доставку личного состава и грузов только посадочным способом.

Специальные задачи

Среди задач, решаемых эскадрильями С-17, две представляют особый интерес. Первая задача, на которую ориентированы С-17 с авиабазы Чарльстон, — обеспечение выброски парашютным способом или доставка посадочным способом подразделений сил специальных операций («SOL II»). Подавляющая часть операций в рамках «SOL II» совершенно секретны, о них известно лишь то, что экипажи привлекаемых к решению данных задач С-17 проходят специальную дополнительную подготовку. Вторая специальная задача американских С-17 — обеспечение действий американских экспедиций в Антарктике, для чего привлекаются самолеты 62-го авиакрыла с авиабазы Мак-Хорд. Данная операция получила наименование «Deep Freeze», в ее рамках ВТС С-17 обеспечивают деятельность Национального научного общества и Антарктической программы США. Естественно, что к полетам в Антарктику привлекаются только опытные экипажи, пилоты — обычно не ниже уровня пилота-инструктора. Обычно С-17 решают задачи в рамках «Deep Freeze» в период с конца октября по середину марта, когда в южном полушарии царит лето.