Меню:

Самолёт F-80C Shooting Star

Красные полосы на топливных баках и киле F-80C говорят о его принадлежности 36-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье 8-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла. Самолеты, воевавшие в Корее, также часто несли личные опознавательные знаки пилотов. Данный самолет был одним из наиболее декорированных: акулья пасть, картинки в носовой части и другие отличительные знаки, наподобие красной окантовки бортового номера. Shooting Star активно использовался в Корейской войне, к началу которой он был основным истребителем ВВС США на Дальнем Востоке. Самолет хорошо подходил для атак с бреющего полета, но оказался плохо приспособленным для борьбы с менее скоростными поршневыми северокорейскими «Як» и «Ла», которые, как и американские реактивные самолеты, привлекались в основном для штурмовки наземных целей. И все же на третий день войны, 28 июня 1950 года, F-80 из 35-й истреби-тельно-бомбардировочной эскадрильи «Panthers» (авиабаза Итацуки) все же одержал первую воздушную победу над северокорейскими летчиками — это случилось, когда группа F-80 сопровождала звено F-82 Twin Mustang.

Капитан Рей-монд Щиллерефф во главе группы из четырех самолетов в районе Сеула обнаружил четыре Ил-10, обстреливавших американские транспортные самолеты на аэродроме Кимпо, и атаковал их — все четыре машины противника были сбиты. Shooting Star записал свое имя в историю 8 ноября 1950 года — в тот день первый лейтенант Рассел Браун стал первым пилотом реактивного самолета (F-80C), сбившим в воздушном бою реактивный самолет противника (МиГ-15). Самолеты Shooting Star оставались ядром американских ВВС в Корее вплоть до прибытия 1 декабря 1950 года более совершенных F-86 Sabre.

Носовые пулеметы и антенна

В носовой части были установлены шесть 12,7-мм пулеметов Colt-Browning МЗ, боезапас — по 300 патронов на пулемет, коробки с патронами были установлены вверху носовой части фюзеляжа. Однако по результатам первых боев с северокорейскими МиГами оказалось, что даже объединенной мощи шести пулеметов недостаточно для их поражения при фронтальной атаке. Это, а также появление на ТВД более мощных и маневренных Sabre позволили переориентировать Shooting Star для решения задач по штурмовке наземных целей. Непосредственно над пулеметами в носовой части фюзеляжа, под черным радиопрозрачным обтекателем находилась антенна радиокомпаса AN/ARN-6.

Кабина

F-80B имел множество усовершенствований по сравнению с F-80A, большей частью они перешли и на F-80C, в том числе катапультное кресло разработки «Lockheed» и система кондиционирования кабины. Для стрельбы из пулеметов у пилота имелся рефлекторный прицел. В отличие от многих первых реактивных истребителей F-80 обеспечивал пилоту хороший обзор — этому способствовали плексигласовый фонарь и «сглаженная» носовая часть фюзеляжа. Фонарь сдвигается назад, а в случае чрезвычайной ситуации — отстреливается.

Крыльевые баки и подкрыльевые пилоны

Отличительной особенностью большинства F-80 были топливные баки, необычно расположенные ниже законцовок крыла. Баки — стандартный на 625 л (на рисунке) или типа «Fletcher» на 1003 л — повышали дальность полета и выполняли роль аэродинамических гребней. Расположение же баков ниже законцовок позволило более эффективно распределить нагрузку и повысить эффективность работы элеронов. В годы войны в Корее самолеты Р-80 использовались преимущественно в роли истребителей-бомбардировщиков, поэтому под каждой консолью крыла добавили по одному пилону — обычно на них подвешивали авиабомбу калибра 454 кг, хотя часто использовали и блок на десять 127-мм НАР HVAR. Еще один вариант подвески — баки с напалмом.

Силовая установка

Поздние F-80C оснащались ТРД Allison J33-A-35, развивавшим при впрыске воды в компрессор тягу 2359 кгс. Двигатель имел центробежный компрессор. Длинное реактивное сопло было закреплено в вертикальной и горизонтальной плоскостях, но было выполнено расширяющимся и могло работать в широком диапазоне рабочих температур. В целях облегчения техобслуживания двигателя вся задняя часть фюзеляжа была сделана съемной. Однако порою для взлета F-80 с полной боевой нагрузкой и дополнительными топливными баками мощности двигателя не хватало — в этом случае использовали реактивный ускоритель, крепившийся снизу в хвостовой части фюзеляжа. После взлета он сбрасывался.

Фюзеляж и камуфляж

Топливо размещалось в крыльевых баках, включая длинный бак, проходивший практически по всей длине вдоль передней кромки крыла. Позади пилотской кабины и несколько выше воздуховодов, идущих от воздухозаборников к двигателю, размещался фюзеляжный топливный бак на 2487 л, питавший двигатель напрямую. Первоначально «Lockheed» поставляла F-80 (до 1948 года — Р-80) в светло-серой окраске, однако интенсивная эксплуатация приводила к быстрому ее износу—в результате после окончания Второй мировой войны большинство Shooting Star поставлялись в строевые части, имея естественный металлический цвет, впрочем как и большая часть самолетов того времени. Подавляющая часть самолетов ВВС США для лучшего опознавания несла тактические номера на своих бортах: первая буква означала назначение самолета («F» — истребитель), вторая — тип машины («Т» — самолет F-80), а трехзначный цифровой код — последние три цифры серийного номера самолета. До 1948 года самолеты F/P-80 несли буквенный код «PN», а затем — «FN».