Меню:

Самолёт Edgley Optica

Приоритетами при проектировании трехместного туристского самолета Edgley ЕА7 Optica являлись достижение обзора из кабины не хуже, чем у вертолета, и отменные летные данные для малых скоростей полета. Джон Эдгли начал проектирование машины, являясь еще студентом лондонского Имперского колледжа науки и технологии. Аэродинамический облик самолета сложился в 1974 году, а в 1975 году были выполнены продувки модели в аэродинамических трубах. Сборка прототипа началась в 1976 году в Лондоне и была завершена в Колледже аэронавтики в Крэнфил-де. Первый полет самолет с двигателем Lycoming 0-320 мощностью 160 л. с. выполнил 14 декабря 1979 года, позже двигатель заменили на Ю-360 мощностью 180 л. с. Двигатель приводил во вращение установленный в кольцевом канале пя-тилопастный вентилятор с лопастями фиксированного шага. Optica позиционировался как самый малошумный самолет в мире.

Установленная перед двигателем кабина обеспечивала летчику и пассажирам панорамное поле обзора 270° и почти вертикальный обзор вниз. Остекление позволяло вести качественную фотосъемку. Шасси—трехопорное, неубираемое, не требующее трудоемкого обслуживания. Конструкция самолета — цельнометаллическая. Внутренняя ширина кабины — 1,68 м—обеспечивала установку трех кресел в ряд, за креслами был оборудован багажный отсек, перед двумя креслами пассажиров предусмотрено место для монтажа специализированной наблюдательной аппаратуры. Роль Optica не ограничивалась одними лишь аэрофотосъемкой и патрулированием— машина была способна выполнять задания, типичные для вертолетов, но с экономичностью и дальностью полета, присущими самолету. С момента первого появления Optica вызвала огромный интерес. На Парижском авиасалоне 1981 года анонсировали первый заказ на серийные самолеты. Австралийская компания «Н.С. Sleigh Aviation» заказала 25 машин Optica в серийном варианте с одним четырехцилиндровым мотором Ю-360 мощностью 200 л. с. или ТО-ЗбО мощностью 210 л. с. На полученные от спонсоров 2,3 млн фунтов стерлингов Эдгли купил у Министерства обороны аэродром Олд Сарум, недалеко отСалисбери, и организовал в существующих ангарах сборочную линию. Предполагалось собрать 200 самолетов, начало поставок наметили на середину 1983 года. Первый серийный Optica был готов в августе 1984 года, заказчику его передали в апреле 1985 года после получения сертификации для полетов в простых и сложных метеоусловиях. Затем «Edgley Aircraft» столкнулась с финансовыми проблемами и была преобразована в «Optica Industries Ltd», которая в январе 1986 года возобновила производство Optica. Однако в январе 1987 года сильнейший пожар уничтожил производственные мощности, сгорели прототип и девять готовых самолетов. В апреле 1987 года «Optica Industries» вошла в состав «Brooklands Aircraft Co. Ltd» (позже «Brooklands Aerospace Group»), а самолет Optica стал именоваться Optica Scout, а варианты самолета радиоэлектронного мониторинга получили обозначения Scoutmaster Mk I и Mk II (отличались друг от друга составом целевого оборудования). К началу 1989 года «Brooklands» поставила пять самолетов, но в июле 1990 года была поглощена «FLS Aerospace (Light Aircraft) Ltd». Компания «FLS» все работы перенесла в район Борнму-та, где намеривалась выпускать улучшенный вариант ОА7-300 Optica, а вот планы производства по лицензии в Малайзии реализованы не были. В 2008 году Джон Эдгли выкупил всю программу Optica для своей новой фирмы «AeroElvira». Первый собранный «AeroElvira» самолет взлетел в конце 2008 года.