Меню:

Самолёт EADS PZL104 Wilga

Прототип PZL 104 Wilga, разработанный для замены польского P.Z.L. 101 (лицензионного советского Як-12), выполнил первый полет 24 апреля 1962 года. На прототипе стоял шестицилиндровый мотор Narkiewiez WN-6 мощностью 180 л.с. Самолет представлял собой свободно-несущий высокоплан с не-убирающимся шасси и закрытой кабиной. За этой машиной последовали прототипы модификаций Wilga 2Р и Wilga CP с шестицилиндровыми двигателями WN-6RB2 мощностью 185 л.с. и Continental 0-470-1 ЗА или 0-470-L мощностью 225 л. с. соответственно. P.Z.L. 104 Wilga проектировался как многоцелевой легкий самолет и в пассажирском варианте был рассчитан на перевозку четырех человек, а также мог использоваться в качестве сельскохозяйственного (с баком на 500 л химикатов), санитарного (рассчитан на пилота, медика и двух носилочных больных), для буксировки планеров, использования в аэроклубах и т. п.

В серию машина пошла под обозначением Wilga ЗА (для аэроклубов) и Wilga 3S (санитарный). В 1967 году самолет модернизировали, улучшив обитаемость кабины и усовершенствовав шасси. Машину запустили в серию в 1968 году под обозначением Wilga 35 с советским мотором АИ-14Р мощностью 260 л.с. Wilga 35 выполнил первый полет 28 июля 1967 года, Wilga 32 с мотором 0-470-К мощностью 230 л. с. —12 сентября 1967 года. Модификация Wilga 32 выпускалась по лицензии в Индонезии под обозначением P.Z.L. 104 Gelatik 32 (с мотором 0-470-R мощностью 230 л. с). К последующим вариантам относятся: предназначенный для аэроклубов Wilga 35А, гидросамолет Wilga 35Н и пассажирский/связной Wilga 35 Р. Близкий к ним вариант, но разработанный с учетом требований Pt 23 FAR США, получил обозначение Wilga 80. Прототип Wilga 80/1300 с максимальной взлетной массой 1400 кг, крылом увеличенного размаха и мотором АИ-14РД мощностью 280 л. с. польской сборки построили в 1983 году. В конце 1990-х годов на основе Wilga 35 был разработан вариант P.Z.L. 104М Wilga 2000 с мотором Textron Lycoming 0-540 мощностью 300 л. с. После поглощения в 2001 году компании PZL консорциумом EADS вариант P.Z.L. 104М Wilga 2000 стал выпускаться как P.Z.L. 104МА Wilga 2000—аэродинамика самолета была улучшена, на крыле появились винглеты. До декабря 2006 года, когда последний P.Z.L. 104 выкатили из цеха, было построено более 1000 самолетов Wilga. Wilga стал самым массовым самолетом польской конструкции.