Меню:

Самолёт EADS PZL (P.Z.L. Warszawa-Okecie) PZL 130 Orlik

Самолет первоначального обучения PZL 130 Orlik разрабатывался с осени 1983 года как часть комплекса, в который также входили тренажер и электронная система диагностики. PZL130—цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси с носовой опорой и звездообразным мотором М-14ПМ мощностью 330 л. с. с воздушным винтом постоянного числа оборотов. Самолет предназначался для обучения военных и гражданских летчиков, в том числе высшему пилотажу, воздушной стрельбе, нанесению ударов по наземным целям и разведке. Сборка трех летных прототипов началась в 1982 году. Первый полет выполнен 12 октября 1983 года. Вслед за первым прототипом в воздух вскоре поднялся второй, но третий прототип выполнил первый полет лишь в январе 1985 года из-за задержек с поставкой мотора М-14ПМ из СССР (первые две серийные машины поднялись в воздух в феврале 1988 года). К этому времени PZL вела поиск альтернативного двигателя, как вариант изучалась возможность установки менее мощного PZL Kalisz К8-АА. Этотнедоста-точно мощный мотор установили на второй предсе-рийный самолет, выполнивший первый полет в марте 1988 года. Испытания проводились еще два года, но в 1990 году от дальнейших работ по Orlik с поршневым мотором отказались.

В 1984 году компания PZL начала работать над турбовинтовым вариантом Orlik. Третий планер переделали под установку ТВД РТ6А-25А. Первый полет эта машина выполнила 13 июля 1986 года, в январе 1987 года самолет разбился. Седьмой Orlik поднялся в воздух с ТВД Walter М601Е мощностью 750 л. с. За ним последовало еще четыре Turbo-Orlik с двигателями М601Е и РТбА, получившие соответственно обозначения PZL13ОТМ и PZL 13ОТ. Для ВВС Польши были заказаны 48 серийных PZL13ОТВ, затем заказ сократили до 32 машин, но в 2010 году на вооружении состояло 38 самолетов. Данный вариант создан на базе PZL 13ОТМ и оснащен двигателем М601Т—это специализированный пилотажный самолет с крылом увеличенного размаха, с двухщелевы-ми закрылками и большим установочным углом атаки, а также килем измененной конструкции. Кабина выполнена по типу кабины самолета Су-22, фонарь — измененной формы. Выкатка прототипа состоялась в мае 1991 года, первый полет— 18 сентября того же года. На PZL13ОТМ установлены авионика восточноевропейского производства и катапультное кресло LFK-K1 класса «ноль-ноль», под крылом смонтированы шесть узлов подвески. На экспорт предлагалось несколько схожих модификаций с авиони-кой и двигателями западного производства. Наибольшим потенциалом обладал PZL13ОТС с двигателем РТ6А-62 мощностью 950 л. с. P.Z.L. 130ТС-1 является улучшенным вариантом P.Z.L. 13ОТВ с катапультным креслом Martin-Baker Mk 11 В, стандартным для всех самолетов ВВС Польши. На P.Z.L. 130ТС-2 установлен ТВД РТ6А-25С мощностью 750 л. с. На P.Z.L. 13ОТС-З обновили бортовое электронное оборудование и установили ИЛС.