Меню:

Радиоуправляемый Талисман

К радиоуправляемым моделям ракетопланов класса Б-4Д, к которым относится «Талисман», предъявляются следующие требования: вес не более 240 г, суммарный импульс двигателей в диапазоне 10,02... 40 н с. Применены ракетные двигатели МРД-20-10-0 (2 шт.) с суммарным импульсом 20X2—40 н с. Они установлены на пилоне в носовой части модели. Киль из реактивной струи вынесен вниз. Фюзеляж модели из бальзовых 1,5-мм пластин и сосновых лонжеронов 1,5X1,5 мм. Модель собирается на эпоксидном клее К-153.

Сечение фюзеляжа в носовой части прямоугольное, в хвостовой — треугольное. Переход плавный на длине 50 мм непосредственно за крылом В носовую часть вклеен бальзовый пилон с отсеком для установки двигателей. Отсек — это стеклотекстолитовая трубка с толщиной стенки 0,5 мм. Трубка ступенчатая для фиксации ленты спуска двигателя 1-й ступени. Размеры прямоугольного сечения фюзеляжа в носовой части определяются габаритами радиоаппаратуры. Ее блоки устанавливаются в следующем порядке: аккумулятор, приемник и две рулевые машинки.

Поперечный набор фюзеляжа — бальзовые 2-мм шпангоуты, установленные между блоками аппаратуры в носовой части, и с шагом 50 мм — в хвостовой. Сквозь отверстия в шангоутах проходят тяги управления, выполненные из пластинки ABC 0 2 мм.

Крыло, стабилизатор и киль несъемные и приклеиваются к фюзеляжу эпоксидным клеем.

Крыло из четырех секций однотипной конструкции, соединенных склейкой встык. Каждая секция состоит из работающей 2-слойной обшивки (0,8 мм — бальза, 0,02 мм — алюминиевая фольга), 15 нервюр и 1,5-мм бальзовой стенки Профиль крыла свой. После соединения 4-х секций средняя часть оклеивается 100-мм полосой стеклоткани толщиной 0,03 мм, выполняющей роль тепловой защиты обшивки крыла от реактивной струи двигателя.

Стабилизатор, киль, руль высоты и руль поворота из 2-мм бальзовых пластин оклеенных 0,02-мм Алюминиевой фольгой. Навеска руля высоты и руля направления на петлях из капроновой нити. Качалки из 1,5-мм целлулоида приклеены клеем АГО.

Первая и вторая ступень соединяются стеклопластиковой 0,3-мм трубкой. Перед запуском двигатель первой ступени вклеивается в трубку, а двигатель второй ступени должен входить в нее с небольшим люфтом. На трубке клеем БФ-2 укрепляется лента 300X25 мм, которая в дальнейшем фиксируется в отсеке двигателя 2-й ступени. Крепление ленты должно быть надежным, в случае ее отделения полет аннулируется.

В первой и второй ступенях устанавливаются отечественные модельные двигатели МРД-20-10-0, имеющие диаметр — 20,25 мм, длину — 70 мм, вес — 37 г, время работы — 2,5 с, полный импульс — 20 н с.

Аппаратура управления двухканальная пропорциональная. Передатчик «Супра-нар-83». Бортовой комплект самодельный. Аккумуляторы Д-0,06 обеспечивают работу аппаратуры в течение 15 минут.

Остановимся на изготовлении стекло-тексголитовых трубок для отсека двигателей.

Из стеклоткани 0,1 мм вырезаются заготовки и пропитываются на стеклянной поверхности эпоксидным клеем. Излишки клея выдавливаются из стеклоткани целлулоидным шпателем. Оправка из оргстекла покрывается двумя слоями мастики «Эдельвакс» с тщательной полировкой поверхности. Затем стеклоткань переносится на оправку и наматывается в три слоя. Внешний слой разглаживается пропитанной ацетоном тканью, на него накладываются вырезанные из астро-лона и подогнанные на ус пластины, Все оборачивается резиновым бинтом и выдерживается до полной полимеризации клея. Трубка обрезается в размер после снятия с оправки.

Как собрать фюзеляж? Он состоит из верхней и нижней панелей и боковых бальзовых стенок. На специальной оправке верхняя панель и боковые стенки соединяются между собой. В хвостовой части устанавливаются шпангоуты, прокладываются тяги управления. Вклеиваются стабилизатор, киль и нижняя панель. В носовую часть, также на клею, устанавливается пилон с отсеком двигателя. Отсек монтажа аппаратуры после ее размещения также заклеивается. Внешняя поверхность фюзеляжа и пилон оклеиваются стеклотканью 0,03 мм на эпоксидном клее.

Оклейка фольгой несущих поверхностей впервые была применена в 1975 году на таймерных моделях самолетов мастером спорта, неоднократным победителем Спартакиады народов России В. Клименко.

Технология приклейки фольги требует тщательного обезжиривания поверхности, равномерного нанесения клея и давления при склейке 2...4 кг/дм2. Вначале изготавливают и склеивают бальзо-вые 0,8-мм пластины сразу для верхней и нижней поверхности крыла. На толстом стекле липкой лентой приклеивается заготовка фольги. Желательно применить фольгу, обезжиренную ультразвуковым методом в моющем растворе. Фольгу можно обезжирить также эфиром, ацетоном или спиртом. Наконец, применяют более простой метод: из зубного порошка и воды изготовляют взвесь по вязкости соответствующую сметане, наносят ее на фольгу и ватой протирают поверхность до полного обезжиривания. Если нанести несколько капель воды на сухую обезжиренную поверхность, то они должны растекаться ровной пленкой. Подготовленную таким образом фольгу покрывают тонким слоем клея К-153 с расходом 0,2...0,3 г/дм2. Равномерность нанесения клея можно обеспечить раскатыванием его по поверхности новым лезвием для безопасной бритвы. На фольгу укладывается бальзовая пластина и через 3-мм поролон прижимается листом стекла с удельным давлением 2...4 кг/дм2. Полученная заготовка размещается в стапеле. Вклеиваются нервюры, усиления, стенка лонжерона. Последняя операция — приклейка нижней поверхности к силовому набору — осуществляется прижимом ее через поролон или губчатую резину.

Собранная модель регулируется при запуске с рук на планирование. Затем устанавливается технологический крючок и модель запускается с леера 20... 50 м. Если планирующий полет устойчив, то можно приступить к запуску на ракетном двигателе.

Запуск производят с устройства под углом 80 градусов к горизонту на двигателе с малым импульсом и задержкой, например, используя МРД-10-8-4. Задержка необходима для более точной оценки траектории полета модели на активном участке. Если полет модели на активном участке прямолинеен, можно увеличить импульс двигателя, убрать задержку.

Мною применена такая последовательность установки двигателей при регулировочных полетах: МРД-10-8-4 — 2 полета, МРД-10-10-0 — 2 полета, МРД-20-10-0 — 2 полета и МРД-20-10-0 (2 шт) — для тренировок.

Если на каком-то этапе результат оказался неудовлетворительным, запуски повторяются на двигателе с тем же импульсом.

На управление модели ракетопланов влияет большой перепад скоростей: с 40...50 м/с на активном участке до 3...4 м/с в планирующем полете. Это отражается на эффективности рулей и требует большой точности работы во время взлета. Желательно, чтобы аппаратура позволяла изменять коэффициент передачи команд. Возможно управление на взлете только триммирующими сопротивлениями, для этого их удлиняют на 10...15 мм.

Запуск осуществляется с направляющего штыря 0 6 мм. Для этого на передней части модели установлены два направляющих кольца 0 6,3 мм.

Кроме этого, на стартовой установке имеются фиксаторы крыльев и держатель электрозапалов. Они соединяются с треногой через шаровую опору, что позволяет оперативно изменять направление старта. Это важно для спортивных ракетопланов.

Держатель электрозапалов можно выполнить из фотопинцета. Для этого пинцет разбирается, соединение двух половин электроизолируется, ось заменяется на текстолитовую.

Стартовое электроустройство должно иметь ключ блокировки цепи и срабатывать только после его установки.

Модель при использовании двух двигателей МРД-10-10-0 — показывает стабильные полеты 6...7 минут, что достаточно для превышения максимально фиксируемого в этом классе времени — 5 минут.

Основные данные «Талисмана»: несущая поверхность — 11,56 дм2, вес без топлива — 190 г, с топливом 238 г.