Меню:

Послевоенные летающие лодки

До и во время Второй мировой войны гидросамолеты и летающие лодки занимали заметное место в авиации, но после 1945 года они стали быстро утрачивать былое значение. Ныне в мире эксплуатируются летающие лодки всего нескольких типов, с которыми связаны как славные, так и трагические страницы. Сегодня частными владельцами по всему миру эксплуатируются тысячи небольших гидропланов, однако военные и госслужбы особый интерес к ним не проявляют. В большинстве случаев более скоростные, экономичные и обладающие большей дальностью сухопутные самолеты эффективнее гидропланов. Совершенно иной обстановка была в предвоенные годы: большинство аэродромов представляли собой покрытые травой лужайки небольших размеров, налагающие жесткие ограничения на значения посадочной и взлетной скоростей. Последнее, кстати, привело к тому, что все мировые рекорды скорости в 1927—1938 годах были установлены на гидросамолетах — на море таких ограничений не было. Ситуация кардинально изменилась после окончания Второй мировой войны. И хотя в июле 1947 года состоялся первый полет летающей лодки с двумя ТРД Saunders Roe SR.A/1, которая достигла скорости 830 км/ч, в серию самолет не пошел. Важность гидроавиации всегда понимали в ВМС США, и в начале 1950-х годов фирма «Convair» спроектировала несколько гидросамолетов с убираемым гидролыжным шасси, а в 1953 году в воздух поднялась первая в мире летающая лодка с дельтовидным крылом XF2Y-1 Sea Dart, спроектированная по схеме бесхвостка. Предполагалось достигнуть на ней сверхзвуковой скорости, но силовая установка машины не обладала достаточной тягой. Только четвертый XF2Y-1 с более мощными двигателями J46 смог превзойти порог М=1 в пологом пикировании. Бесконечные проблемы с шасси, сомнительная эффективность Sea Dart как истребителя и катастрофы привели к закрытию программы в 1956 году.

Гидросамолета-истребителя не получилось, но военные проявили интерес к гидроавиации для борьбы с субмаринами и патрулирования удаленных районов Мирового океана. Американская компания «Martin» поставляла в годы войны ВМС США патрульные и транспортные летающие лодки, а после войны создала Р5М (позже Р-5) — самую крупную западную летающую лодку (состояла на вооружении ВМС США в 1952—1966 годах). «Martin» также разработала Р6М SeaMaster — самую скоростную летающую лодку в истории, которая имела Т-образное хвостовое оперение и стреловидное крыло. Самолет был весьма перспективным, но две катастрофы поставили на проекте крест. Между тем в СССР в области гидроавиации активно работало ОКБ Г. М. Бериева, где были спроектированы несколько реактивных гидропланов, из которых в массовую серию пошел только один самолет — Бе-12 «Чайка» (Бе-10 выпускался ограниченной серией). Самолеты Бе-12 формально остаются на вооружении морской авиации России и Украины до сих пор. На удачной амфибии с двумя ТВД было установлено множество мировых рекордов, в том числе 24 рекорда для турбовинтовых амфибий и 21 рекорд для турбовинтовых летающих лодок. Бе-12 использовались для борьбы с подводными лодками, патрулирования, выполнения поисково-спасательных заданий, транспортных перевозок и др. Для замены Бе-12 была разработана амфибия А-40 «Альбатрос», но дальше постройки и испытаний прототипа дело не пошло. Единственным в мире гидросамолетом, сопоставимым с Бе-12, является Harbin SH-5, состоящий на вооружении китайских ВМС и предназначенный для решения задач ПЛО, поиска и спасения, патрулирования и траления мин (имеются четыре самолета). Другой крупной амфибией, которая нашла неожиданно высокий спрос на мировом рынке, стала Canadair CL-215. Самолет изначально создавался как противопожарный, но его также используют для транспортных перевозок, патрулирования, поиска и спасения. CL-215 закуплены Канадой, Францией, Грецией, Италией, Югославией, Испанией, Таиландом и Венесуэлой.

Дальние транспортные


Традиционно, кроме патрулирования океанов, летающие лодки использовались для сверхдальних коммерческих перевозок. Сегодня эксплуатация летающих лодок, подобных французской послевоенной Latecoere 631, способной выполнять трансатлантические перелеты, экономически совершенно не выгодна, но небольшое количество летающих лодок используется для перевозок туристов.

Второй в мире по размерам за всю историю авиации летающей лодкой — после Hughes Н-4 Hercules — является Saunders-Roe SR.45 Princess. Были построены три такие технически совершенные машины, но из-за «вмешательства» британского правительства ее стоимость возросла настолько, что от них отказались и компания ВОАС, и британские ВВС. Princess могла перевозить 200 пассажиров со скоростью 579 км/ч. Единственной большой амфибией с ТВД, заказанной ВМС США, стала XP5Y-1, которая под обозначением R3Y Tradewind в 1953 году была принята на вооружение ВМС США. Предполагалось, что модификации R3Y-1 и R3Y2 смогут выполнять ту же роль, что и десантные корабли, но этого не произошло: лодки использовали для транспортных перевозок и как воздушные танкеры. Дольше всех из послевоенных амфибий эксплуатировалась Grumman G-64 Albatros, поступившая на вооружение США в 1947 году. В авиации Национальной гвардии самолеты продержались до 1970-х годов. В последнее время ОКБ им. Бериева разработало несколько гидросамолетов (в т.ч. военный А-40 «Альбатрос», легкий Бе-103 и знаменитый Бе-200), ведутся работы в КНР, а в США гидроавиция пока является уделом энтузиастов.