Меню:

Петр Ассекретович – инструктор Бийского аэроклуба

— Так это же, наверное, Петра Ассекретовича я вижу, — с какой-то озорной интонацией, в которой звучали и утверждение и вопрос, произнесла полная женщина, необычно легко справляясь с таким замысловатым отчеством.

— Анка! — удивленно и радостно воскликнул крепко сбитый, подвижный мужчина. Они встретились почти через 40 лет: бывший инструктор Бийского аэроклуба Петр Ассекретович Кононов и бывшая курсантка Анна Васильевна Колобашкина. Встретились на слете ветеранов клуба, организованном следопытами 18-й бийской школы. Вот уже пять лет ведут ребята поиск выпускников местного аэроклуба.

...Зал взорвался аплодисментами. И пока они шли от входа до первого ряда, где им были «забронированы» почетные места, всплески ладоней полутысячной ребячьей аудитории, попав в ритм шагов, сопровождали их. Они шли торжественно, как на параде, мимо празднично одетых школьников, пришедших в кинотеатр «Родина», во все глаза глядевших на них и пытавшихся понять, что же в жизни отделяет обыкновенное от необычного, героического. Ведь и эти убеленные сединами, с боевыми наградами ветераны Бийского аэроклуба были когда-то мальчишками и девчонками.

Из 800 выпускников клуба найдены пока шестьдесят. Александр Андреевич Шикунов, первый директор 18-й школы (по его инициативе и начат был поиск). В дни Отечественной войны командир звена бомбардировщиков. Пришел председатель районного комитета народного контроля Петр Васильевич Либин — участник Великой Отечественной войны. Был здесь и диспетчер Бийского аэропорта Николай Иванович Четвергов, в прошлом — летчик бомбардировочной авиации. Старший инструктор краевого комитета ДОСААФ Петр Ассекретович Кононов на таком слете был впервые.

Есть в Чарышском районе Алтайского края красивая деревенька с ласковым именем — Маральи Рожки. Отсюда тринадцатилетним пареньком отправился Петр Кононов с отцом на заработки в Новосибирск, а возвратился через полтора десятка лет на самолете. Сел прямо на то место, где раньше играл в лапту. Сбежалась вся деревня. Еще бы! Не доводилось, чтобы в Маральих Рожках садились самолеты. А когда увидели повзрослевшего Петра Кононова, пересудам и расспросам конца не было. Шутка ли — первый летчик в округе! Каждый за честь считал принять гостя в доме. Кононовых односельчане уважали, старший сын Александр был организатором и первым председателем колхоза «Путь Ленина».

Как-то Петра Ассекретовича спросили: «Какое место в вашей жизни занимает авиация?»

— Всю жизнь, — не задумываясь, ответил он. — Я и началом-то жизни считаю миг, когда впервые увидел самолет. А было это в 1932 году в Новосибирске. О полетах в то время мечтали, наверное, все мои сверстники. Об авиации много писали, в газетах и журналах пестрели снимки крылатых машин и их покорителей. Но самолет, увиденный не на картине, «взаправдашний», все равно поразил воображение. Решил твердо: буду летать!

По нескольку раз в неделю бегал он к аэродрому, километров за шесть от дома. Бегал, чтобы только увидеть, как взлетают удивительные машины. Чтобы быть к ним поближе, устроился на местный аэродром учеником... пожарного. Но настал час, когда и его приняли в аэроклуб.

Осенью 1934 года восемнадцатилетний Петр Кононов был в числе первых 20 планеристов Сибири. Через год он уже работал инструктором-планеристом, потом закончил летное отделение и по направлению Осоавиахима поехал в Бийск, где только что был создан еще один аэроклуб Сибири. В неполные двадцать лет Кононов — инструктор Бийского аэроклуба, секретарь комитета ВЛКСМ, член бюро горкома комсомола. И на все хватало времени: на полеты, общественную работу, учебу.

Семь выпусков сделал Бийский аэроклуб до войны. Среди воспитанников Кононова немало людей, имена которых золотыми буквами вписаны в историю оборонного Общества: Герой Советского Союза В. Тагильцев, Герой Социалистического Труда А. Помелов, первым в Западно-Сибирском управлении Министерства гражданской авиации освоивший самолет Ту-104. Под руководством Кононова делала первые шаги в авиации Нина Ильинична Бондарь-Ширяева— человек изумительной, героической судьбы. После аэроклуба она закончила Омское летное училище Воевала. Когда после тяжелого ранения не могла больше летать, попросилась в танковое училище и закончила войну в Чехословакии командиром танка Т-34.

В 1942 году два аэроклуба Алтая — Бийский и Барнаульский были объединены. Главная цель — подготовка летчиков и парашютистов для фронта. В Барнауле заканчивали учебу курсанты аэроклубов Белоруссии. И сразу — на фронт На плечи инструкторско-преподавательско-го состава легла огромная ответственность. Война определяла качество их работы. Вот только некоторые имена тех, кто самоотверженным трудом в тылу закладывал основу Победы: Вадим Меер, Евгений Коновалов, Павел Протасов, Николай Ощепков (авиационные техники), Виктор Лысков, Александр Сельцов, Николай Овчинников, Полина Фефелова (инструкторы-летчики). 26 алтайских летчиков удостоены высокого звания Героя Советского Союза Двадцать из них — питомцы Бийского и Барнаульского аэроклубов. Возглавлял аэроклуб во время войны Петр Ассекретович Кононов.

Петру Ассекретовичу не довелось воевать, осваивать новые типы самолетов и новые трассы. Но его мечты осуществились в жизни его учеников.

Через его жизнь прошли судьбы многих интересных людей, составивших спортивную славу Алтая и страны: инструктор-парашютист, заслуженный мастер спорта Владимир Мекаев, трагически погибший в 1968 году при совершении героического прыжка на Памир, посмертно награжденный орденом Красной Звезды; заслуженный мастер спорта летчица Галина Корчуганова; экс-чемпионка мира заслуженный мастер спорта Лидия Еремина, обладательница 57 золотых, 3 серебряных и 2 бронзовых медалей. Около 20 раз воспитанница Барнаульского авиаспортклуба вносила поправки в таблицу мировых рекордов. Командир парашютного звена Лидия Михайловна Еремина имеет на своем счету более 4500 прыжков, отлично пилотирует Ан-2.

Более двадцати лет проработал Петр Ассекретович в Барнаульском авиаспортклубе: летчиком-инструктором, начальником клуба, начальником штаба... В 1969 году он совершил свой последний полет, но небо всегда с ним — в снах, в памяти, во встречах с бывшими курсантами. Со многими из них он переписывается, встречается

«Моя заветная мечта стать летчиком, а потом космонавтом», — так писал сын потомственного чабана Байрам Сандин из далекого села Якунур Усть-Канского района. В 1963 году алтаец Байрам совершил свой первый самостоятельный полет на Як-18У, а сегодня летчик 1-го класса Б. Сандин водит лайнеры на международных авиалиниях. В гражданской авиации работают Георгий Мансков, Геннадий Никитин, Виктор Калугин, Дмитрий Самохвалов и многие, многие другие. Все они добрым словом вспоминают Барнаульский авиационно-спортивный клуб, его инструкторов-наставников и среди них старейшего летчика ДОСААФ П. А. Кононова.

В личном архиве Петра Ассекретовича хранятся вырезки из газет о воспитанниках клуба, десятки писем, фотографий. Особенно дорожит он одной: в кабине планера Л-13 сидит летчик-испытатель, Герой Советского Союза Федор Богданов, рядом Кононов — его первый инструктор.

За свой труд в оборонном Обществе (вот уже более 46 лет) Петр Ассекретович Кононов награжден тремя Почетными знаками ДОСАА. В последние годы он работает в орготделе краевого комитета. Об уходе на пенсию пока и не помышляет.

— Вот поработаю полвека в ДОСААФ, тогда и буду думать о «заслуженном отдыхе», — шутит он. И по-прежнему полон энергии, а его работоспособности можно позавидовать. В служебных командировках исколесил весь край вдоль и поперек, как когда-то небо Алтая.

Да, он не возьмет больше в руки штурвал самолета, но он оставил свой след и в небе и на земле: в судьбах и делах своих учеников.