Меню:

Самолет для аэроклубов высокопланы «Cessna»

В послевоенные годы по всему миру открылись сотни летных школ. Стремясь угодить, прежде всего, пилотам-любителям, эти школы были в основном оснащены самолетами двух американских фирм — «Piper» и «Cessna». егодня у желающих стать пилотом-любителем множество вариантов получить лицензию и подняться в воздух. Самыми недорогими являются планерные клубы и клубы дельтапланеристов, широко распространенные в Европе и Северной Америке. Они могут стать первым шагом к самому дешевому варианту полета на сверхлегких самолетах. Наиболее дорого стоит обучение полету на многомоторных самолетах или вертолетах, которое предлагают многие аэроклубы.

Однако традиционный путь получения лицензии пилота остается наиболее популярным в летных школах (или аэроклубах). По всему миру имеются сотни лицензированных летных школ, предлагающих различные курсы обучения, наиболее полно соответствующие тем или иным запросам клиентов. С послевоенных времен среди самолетов, используемых аэроклубами, доминировали машины двух протяжении 1960—1970 годов эти компании сделали свои машины общепризнанным стандартом и даже сегодня не потеряли свою актуальность.

Высокопланы «Cessna»

Поскольку схема с хвостовым колесом быстро стала считаться устаревшей, «Cessna», используя планер Cessna 140, создала самолет Cessna 150, имевший шасси с носовой стойкой. Двухместный С.150, имевший высокорасположенное крыло, отличался простым управлением, идеально подходившим для начального обучения. Машина быстро завоевала успех по всему миру. С.150 и его наследник, усовершенствованный С.152 (также был доступен в варианте для обучения пилотажу Aerobat), все еще находятся в эксплуатации, и десятки тысяч пилотов совершили на них свой первый самостоятельный полет. Схема высокоплана обеспечивает прекрасный круговой обзор в нижней полусфере (что особенно важно при визуальной навигации) и простой доступ в кабину, без необходимости вставать на крыло самолета.

Фирма «Piper», в свою очередь, отвергла схему с хвостовым колесом и высокорасположенным крылом (после относительно скромного успеха серии самолетов Vagabond/Clipper) и отдала предпочтение низкопланам с носовым колесом. Запущенная в 1960-х годах серия самолетов РА-28 остается наиболее успешной для фирмы в финансовом плане на рынке учебных и туристических машин. Предназначенные для обучения РА-28 выпускаются в двух- и четырехместном вариантах. Низкорасположенное крыло с шасси с большой колеей позволяет новичку уверенно управлять самолетом. Поскольку большинство современных самолетов имеют Самолет R2000 фирмы «Avians Pierre Robin» уже не имеет «ломаного крыла», как его предшественники. Большой двухсекционный фонарь кабины обеспечивает лучший в этом классе самолетов обзор.

американских фирм — «Piper» и «Cessna». Сразу после войны все самолеты были выполнены по схеме с хвостовым колесом, и такие модели, как Piper Cub или машины семейства Cessna 120/140, охотно покупались частными аэроклубами в Европе и США. Конечно, использовались и самолеты местного производства, например, оставшиеся с войны de Havilland Tiger Moths и новые самолеты фирмы « Auster» — в Британии и странах Содружества, Stampe SV-4 и Biicker Jungmann — в континентальной Европе и машины фирм «Luscombe» и «Аегопса» — в США. Но лишь самолеты фирм «Cessna» и «Piper» вышли на международный рынок, и на Самолеты Cessna 150/152 продолжают широко использоваться уже более 50 лет. Обратите внимание на большие закрылки, обеспечивающие машине хорошую управляемость на малых скоростях. схему низкоплана, PA-28 больше подходит для дальнейшего переучивания на более тяжелые машины.

Чтобы усилить свои позиции на рынке учебных самолетов, «Piper» в 1978 году начала выпуск РА-38 Tomahawk. Более экономичный, чем С.152 или РА-28, двухместный Tomahawk имеет низкорасположенное крыло и Т-образное хвостовое оперение. Большие окна кабины обеспечивают хороший обзор экипажу. В попытке догнать фаворитов другие компании также добились определенных результатов. В 1970-х годах фирма «Grumman American» достигла заметного успеха со своим семейством самолетов серии АА, но спад продаж в 1980-х годах заставил прекратить их производство. Более удачно сложились дела у французской фирмы «Avions Pierre Robin». Получив лицензию у компании «Jodel», известной своими «ломаными крыльями», «Robin» разработала самолет с прекрасными характеристиками для обучения и туризма. Продавая самолеты в основном в Европе, «Robin» предлагала варианты с различными силовыми установками и пилотажными возможностями, а позднее ввела на своих машинах прямое крыло.

В начале 1990-х годов растущее число судебных исков в США к «Cessna» и «Piper» вынудило их приостановить выпуск легких самолетов. Это дало возможность другим производителям попробовать занять освободившуюся нишу на рынке. Рост цен на топливо заставил аэроклубы приобретать более легкие и экономичные самолеты для замены своего парка машин. Компании в Британии и Европе, такие как «Fournier», «Grob» и «Slingsby», выпустили современные двухместные учебные самолеты,но им так и не удалось заменить американские машины в аэроклубах. И сегодня подержанные самолеты «Cessna» и «Piper» остаются популярными на рынке, хотя «Cessna» попыталась изменить эту ситуацию, выпустив новый самолет Skycatcher.

Обучение полетам

Основой успеха самолетов «Cessna» и «Piper» стала их пригодность для обучения на пилота-любителя. В Европе процедура получения лицензии пилота-лю-бителя (private pilot' license, PPL) стандартизирована организацией «European Joint Aviation Authorities» (JAA). Кандидат должен налетать минимум 45 часов с инструктором в сертифицированной летной школе. Чтобы удовлетворить этим требованиям, аэроклубам нужен самолет экономичный в эксплуатации, простой в техническом обслуживании и достаточно прочный, чтобы выдержать «издевательства» обучаемых. Идеальный учебный самолет должен отвечать следующим критериям: хорошая управляемость на земле и в воздухе; наличие двойного управления, включая ручки управления самолетом и двигателем, педали руля направления, триммеры и закрылки; устойчивость в полете; хороший обзор из кабины; легко различимые и понятные показания приборов; качественное радиооборудование; трудность вывода на режимы сваливания и штопора; высокая приемистость двигателя и высокое аэродинамическое качество.

Прогресс в создании композиционных материалов и более экономичных двигателей открывает дорогу для самолетов нового поколения, однако пока дешевые подержанные машины «Piper» и «Cessna» еще остаются на рынке, чтобы занять их место, нужно создать действительно выдающийся проект. Четырехместные Piper РА-28 можно использовать и для обучения, и для туризма, так что аэроклубы сдают их в аренду пилотам-любителям, получая дополнительный доход.

Самолет G-DFTS, построенный в Реймсе Cessna 152, изначально зарегистрированный на летную школу Денхем в ноябре 1977 года. Самолет окрашен в соответствии с типичной для Cessna того времени схемой — с «шашечками» на борту и крыле, используемыми чтобы отличать самолеты Model 152 от Model 150. Для обеспечения обзора во время выполнения пилотажа Aerobat оснащен парой окон в центроплане крыла.

Самолет Aerobat/Aerobat

Самолет Cessna Model 152 Aerobat (строилась «Reims Aviation» под обозначением FA.152 Aerobat) сочетал экономичность и гибкость в использовании с хорошими пилотажными возможностями. В отличие от стандартных машин Aerobat имеет усиленный планер, рассчитанный на перегрузки +6д/ -Зд при максимальной массе. Самолет может выполнять такие маневры, как бочка и быстрая бочка, мертвая петля, кубинская восьмерка, штопор, переворот на горке и замедленная бочка.

Самолет оснащен навигационно-связ-ным оборудованием Series 300, быст-росъемными дверями кабины, съемными подушками и спинками сидений и . привязными ремнями.

Как и стандартные самолеты Model 152 и 152 Trainer, Aerobat оснащен поршневым двигателем Avco Lycoming 0-235-L2C мощностью 1 Юл.с. (82 кВт). Топливные баки в крыле вмещают 98 л горючего.