Меню:

Ночные бомбардировки

После начала Второй мировой войны в британском Бомбардировочном командовании основная нагрузка легла на самолеты Blenheim, Hampden, Whitley и Wellington. В сентябре 1939 года в Бомбардировочном командовании насчитывалось 480 самолетов в 33 эскадрильях. Уже через несколько дней после вступления Великобритании в войну 1-я бомбардировочная группа была переброшена во Францию — на ее базе было сформировано специальное соединение AASF (Advanced Air Striking Force). Немногие его самолеты смогли потом вернуться домой. Тем временем в метрополии остались 23 эскадрильи — шесть с Blenheim Mk IV, шесть с Wellington, пять с Whitley и шесть с Hampden. В предвоенные годы Бомбардировочное командование проигнорировало многие уроки. Бомбардировщики не имели протектированных топливных баков, бронезащиты членов экипажа, а оборонительное вооружение винтовочного калибра не обеспечивало должного уровня защиты от истребителей. Акцент был сделан на дневном использовании бомбардировщиков, основными методами навигации являлись сличение карты с местностью, радиои астронавигация. Считалось, что бомбардировщики в плотном боевом порядке способны самостоятельно отбить атаки истребителей противника, и война немедленно показала ошибочность такого подхода.

Странная война


С 3 сентября 1941 года Бомбардировочное командование британских ВВС и Люфтваффе ограничили свою деятельность нанесением ударов только по военным целям в открытом море. Так британские бомбардировщики регулярно выполняли поиск и атаки германских кораблей в Северном море, однако такие действия продолжались недолго, так как самолеты днем оказались очень уязвимы от германских истребителей. Еще в декабре 1939 года германская ПВО на побережье Северного моря существенно усилилась и насчитывала 80—100 истребителей Bf 109Е и Bf 1 ЮС. 14 декабря Bf 109Е из 11 группы 77-й истребительной эскадры (II./JG 77) перехватили 12 Wellington из 12-й эскадрильи. Германские истребители сбили пять бомбардировщиков, а еще один разбился, не долетев до базы. 18 декабря — новое событие: в ходе налета на дороги и корабли в Вильгельмсхафене, в котором участвовали 24 Wellington из 9-й, 37-й и 149-й эскадрилий, британские летчики были атакованы не менее 40 истребителями Bf 109Е и Bf 110. За 40 минут боя англичане потеряли 10 бомбардировщиков, еще два получили тяжелые повреждения и не смогли вернуться на свои базы. Потери составили 50% — в итоге командование британских ВВС отказалось от использования бомбардировщиков днем, сделав исключение только для Blenheim Mk IV. Бомбардировочное командование сделало отныне ставку на действия ночью для чего, правда, пришлось решить проблемы навигации и полетов в плохую погоду ночью. С сентября 1939 года по май 1940 года самолеты командования выполнили 861 вылет на борьбу с германским судоходством, сбросив 61т бомб; потери составили 41 самолет. Если не считать повреждения двух «карманных» линкоров, то Кригсмарине существенного ущерба не понесли. Масштабы действий авиации резко возросли 9 апреля после вторжения германских войск в Данию и Норвегию. Первый удар по расположенным в Норвегии объектам — германской авиабазе в Ставангер-Сола — нанесли 11 апреля шесть Wellington Мк 1С, их эскортировали Blenheim Mk IF. На аэродроме удалось уничтожить три самолета. Затем последовали удары по германским кораблям у берегов Норвегии и по объектам в Солее, Бергене и Хердле. Днем работали Blenheim, ночью — Whitley. Однако «настоящая» война для британских ВВС началась 10 мая 1940 года — после вторжения германских войск в Голландию, Бельгию и Францию. С первых часов новой кампании в боевых действиях приняли участие Battle из AASF и Blenheim из 2-й группы, которые нанесли удары по понтонным мостам через Маас, скоплениям живой силы и техники противника. За неделю боев эскадрильи Battle из AASF фактически перестали существовать, а 2-я группа понесла тяжелейшие потери от зенитного огня и истребителей.

Началом стратегического наступления Бомбардировочного командования против третьего рейха принято считать ночь с 15 на 16 мая 1940 года, когда 99 самолетов Wellington, Whitley и Hampden из 3-й, 4-й и 5-й групп бомбили металлургические и нефтеперерабатывающие заводы в Руре, прежде всего в Дуйсбурге. В ночь с 17 на 18 мая налету подверглись нефтехранилища в Гамбурге и Бремене. В следующую ночь был разрушен нефтеперерабатывающий завод в Мисбурге. 18 июня ударам подверглись самолетостроительные и алюминиевые заводы, наносились удары и по нефтеперерабатывающим предприятиям, складам ГСМ, дорогам и пр. На цели, однако, удавалось выйти лишь отдельным самолетам (из 30—60 принимавших участие в наиболее крупных налетах). В ночь с 11 на 12 июня, после вступления в войну Италии, Бомбардировочное командование выделило 36 самолетов Whitley Mk V для налета на заводы «Fiat» в Турине. Дальний рейд — 2175 км в обе стороны — потребовал организовать дозаправку самолетов на аэродроме подскока. На маршруте бомбардировщики встретили плохую погоду, на некоторых машинах возникло обледенение. 23 самолета вернулись обратно, 10 самолетов сбросили бомбы по основным и запасным целям в Турине, а две машины из 51-й эскадрильи бомбили завод «Ansaldo» и доки в Генуе. Бомбардировочное командование получило еще один жестокий урок, на сей раз преподанный природой.

Бомбардировка Берлина


Самым важным за период «Битвы за Британию» стал первый налет на Берлин в ночь с 25 на 26 августа 1940 года. В полет, выполнявшийся в крайне плохих метеоусловиях, отправился 81 самолет (Wellington, Whitley и Hampden), но лишь 29 смогли сбросить бомбы на германскую столицу, экипажи еще семи бомбардировщиков идентифицировать объекты, на которые они сбросили бомбы, не смогли. Особых разрушений в Берлине налет не вызвал, но эффект, тем не менее, был велик: Гитлер разразился речью, в которой призвал смести Лондон с лица Земли. Реакция последовала незамедлительно — 7 сентября 1940 года Люфтваффе переключилось с действий против аэродромов Истребительного командования на Лондон, что изменило ход сражений «Битвы за Британию». В директиве Бомбардировочного командования от 21 сентября 1940 года всем группам, кроме 4-й, временно разрешалось выйти из операции «по срыву вторжения противника на Острова». Наивысший приоритет получили объекты нефтеперерабатывающей промышленности, авиационные заводы, дороги, каналы, строившие подводные лодки судоверфи, а также электростанции в районе Берлина. В ночь с 23 на 24 сентября 1940 года 119 бомбардировщиков отправились в рейд на Берлин. В условиях плохой погоды на самолетах отмечалось обледенение, но на цели все же вышли 84 самолета. Впрочем, результат налета не впечатлял. Изданная в конце месяца новая директива содержала список уже привычных целей, но их местоположение изменилось — многие находились в урбанизированной местности и даже в центрах крупных городов. Если налеты не приводили к физическому разрушению объектов инфраструктуры, следовало добиться эффекта воздействия на население Германии. Формальной причиной послужили ночные налеты германской авиации на Ковентри, Бирмингем, Манчестер и Лондон. В ноябре 1940 года Бомбардировочное командование нанесло удары по Берлину, Эссену, Мюнхену и Кельну. Во всех случаях объекты ударов находились среди жилых кварталов. Военный кабинет отдал приказ сосредоточиться на бомбежках германских городов. В ночь с 16 на 17 декабря 1940 года была проведена операция «Abigail». В налете на Мангейм приняли участие 134 самолета Wellington, Whitley и Hampden, а также четыре Blenheim Mk IV. Первыми в дело вступили 14 Wellington с самыми опытными экипажами — они сбросили осветительные и зажигательные бомбы. Налет при ясной погоде и полной луне длился почти шесть часов. 103 самолета сбросили 89 т фугасных бомб и более 14000 зажигательных бомб. Потери англичан составили 10 самолетов. В наибольшей степени разрушениям подверглись жилые районы и пригороды Мангейма.