Меню:

Музей авиации в Крыму

У этого небольшого музея завидная судьба В нем никогда не было и нет музейной тишины Его всегда наполняет пытливая, любознательная молодежь. И не удивительно представленная здесь экспозиция, посвященная истории советского планеризма, — единственная в стране. И расположен музей на редкость удачно, на территории туристской базы «Приморье» в крымском поселке Планерское. Место знаменитое: именно тут зародилось и окрепло движение энтузиастов безмоторного полета.

Музей был открыт 14 ноября 1970 года В следующем году его посетили 2600 человек. Дальше число посетителей неуклонно росло. Уже в 1973 году экспозицию осмотрели больше десяти тысяч человек, в 1976 году — двадцать тысяч, а в 1979 году — тридцать тысяч. Для скромной экспозиции, занимающей всего одну комнату на втором этаже административного корпуса турбазы, это немало. В чем же причина такой популярности?

Патриарх советского самолетостроения Андреи Николаевич Туполев, чье приобщение к авиации состоялось еще в 1909 году на склоне лет как-то сказал «Нужно помнить свою историю и людей, с любовью ее делавших». Этому девизу следовали организаторы музея в Пла-нерском. Увлекательно составленный из документов и экспонатов рассказ о выдающихся конструкторах и покорителях воздушного океана и привлекает сюда людей

Музей создавали любители, общественники, энтузиасты. Но любители, хорошо знающие дело и способные его профессионально выполнить Первым подал мысль о создании экспозиции полковник запаса В Л Щербаков, житель Смоленска, многие годы проработавший в авиации метеорологом. Побывав в Планер-ском он поразился, как много приехавших сюда на отдых людей не знают, почему поселок называется именно так Тогда он предложил главному администратору турбазы — своему фронтово-му другу И С. Ляхову организовать музеи истории планеризма. И получил поддержку.

Щербаков собрал большую часть фотографий и документов Ему помогали работники турбазы Любовь Печерикина и Любовь Лавренко. Горячее участие в судьбе музея приняли Генеральный конструктор Герой Социалистического Труда О К. Антонов, ветераны планеризма К. К. Арцеулов, С Н. Люшин, В К. Грибовский, С. Н Анохин и многие другие Общими усилиями удалось собрать 5 тысяч экспонатов, но из-за недостаточного размера помещения посетители, естественно, видят лишь часть этого богатства.

«Из истории парящих полетов» — так называется стенд, с которого начинается экскурсия. Мы видим рисунки, фотографии, газетные сообщения, посвященные первым отечественным планеристам А. Шиукову, С Добровольскому, П. Нестерову — они совершали свои полеты в начале столетия... Рядом — скульптурный портрет жившего в Крыму доктора Н А Арендта, автора выпущенной еще в 1888 году книги «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц». Арендт провел много опытов с «летучками», так ЙТГ называл свои модели Его работами интересовался сам отец русской авиации Н. Е Жуковский

В нашей стране нет человека, который не знал бы имен прославленных конструкторов Ильюшина и Антонова, Королева и Яковлева. Но далеко не каждому известно, что все они начинали с куска фанеры и полотнища перкаля, все строили планеры. И началом их творческого пути был Коктебель (так раньше именовалось Планерское). Посетители видят уникальные снимки молодой Сергей Королев у созданного им планера «Коктебель», Сергей Ильюшин — в те годы, когда он стал одним из основателей Высшей летно-планерной школы, открытой на горе Клементьева. В масштабе 1 : 30 представлены 11 моделей планеров конструкции Олега Антонова. А один из них, что называется, «живой», в натуральную величину выставлен на вращающейся стойке перед входом в музей, он легко поворачивается, чутко улавливая порывы ветра.

Приход будущих знаменитых конструкторов в эти места был связан с проводившимися здесь с 1923 года всесоюзными планерными испытаниями (слетами), начало которым положил московский кружок «Парящий полет» во главе с К. К Арцеулсвым Экспонаты, связанные с его деятельностью по развитию массового планерного спорта в стране, составляют гордость музея Среди них выделяется бронзовый бюст прославленного парителя, выполненный скульптором А. А Арендт, внучкой крымского энтузиаста воздухоплавания.

Эпоху в жизни Коктебеля и в истории советского планеризма составили всесоюзные слеты. Они дали первые рекорды страны и мира, выковали целое поколение бесстрашных парителей. Они доказали, что планеризм — лучшая школа для конструктора С историей слетов знакомят материалы экспозиции документы, редкие фотографии, модели, такие, как рекордный арцеуловский планер А-5, первая безмоторная ллашина С В Ильюшина — планер «Мастяжарт» и «Парабола» (БИЧ-1) конструкции Б. И. Черановского. Представлены снимки многочисленных безмоторных аппаратов Ё К. Грибовского, взлет антоновского «Упара» — учебного парителя, знаменитая фотография, запечатлевшая С Н Анохина у обломков планера «Рот-Фронт», сознательно разрушенного им в воздухе при испытании на флаттер

С волнением вглядываются посетители в молодые лица героев и рекордсменов коктебельских слетов — С Ф. Гав-риша, В А Степанченка, М К Рацен-ской, Е. А Грунауэр, О В. Клепиковой, слушают рассказы об их выдающихся летных достижениях.

На последнем стенде, завершающем экспозицию, можно прочесть впечатляющие цифры «В 1935 году в нашей стране было уже 230 планерных станций, 10 школ, 1600 кружков и 17 тысяч планеристов» Стоит вспомнить, что многие из участников этого массового движения стали военными летчиками, геройски сражавшимися с врагом на фронтах Великой Отечественной войны.

Продолжая знакомство с историей безмоторных полетов, туристы вместе с инструктором базы «Приморье» отправляются в поход на гору Клементьева, легендарный Узун-Сырт, чьи восходящие потоки К. К. Арцеулов открыл еще в начале века и где сохранились некоторые постромки Высшей летно-планерной школы .

Теперь, когда музей проработал уже больше 10 лет, в его необходимости можно не сомневаться. О его значении Генеральный конструктор О К. Антонов сказал в приветственном письме «Музей будет постоянным напоминанием нашей молодежи о славных делах советских планеристов, будет звать ее на новые спортивные подвиги».

И он уже выполняет эту свою роль. За активное участие в оборонно-массовой работе и военно-патриотическом воспитании трудящихся музей отмечен грамотой ЦК ДОСААФ СССР, личной благодарностью маршала авиации А И По-крышкина, грамотой и медалью «Победителю республиканского смотра музеев на общественных началах».

Есть у музея и свои проблемы Давно стоит вопрос о сооружении для него отдельного корпуса на территории турбазы Есть проект, но не хватает рабочих рук Помочь делу мог бы студенческий строительный отряд — ведь объем работ не такой уж значительный. А Центральный дом авиации и космонавтики, оказав методическую помощь мог бы способствовать развертыванию новых экспозиций в полном объеме.