Меню:

Модель воздушного боя

Публикуем описание модели чемпионе мира свердловского спортсмена О Дорошенко. Самодельный двигатель. Воздушный винт из стеклопластика с некоторым добавлением углеволокна для его жесткости. Для пропитки стекловолокна и углеволокна использована смола К-153. Винт выклеивается в специальной форме, а затем формуется при температуре плюс 50—60°. Изготовленные таким способом винты одинаковы как по весу, так и по шагу, а в процессе эксплуатации их легко заменять один на другой. В модели применена легкая бальза

Размах крыла — 1000 мм, хорда центроплана — 400 мм, хорда посередине половины крыла — 275 мм, хорда на концах крыла — 190 мм. Профиль двояковыпуклый, симметричный с максимальной толщиной 40 мм.

Моторама из прямослойного грабового дерева бруска сечением 8X13 мм и длиной 127 мм Между брусками вклеен вкладыш из липы, затем все связано приклеенной сбоку 1,5-мм фанерой, длина которой 48 мм.

Для крепления двигателя в мотораме по кондуктору сверлят 4 отверстия 0 3,2 мм, с противоположной стороны запрессовывают втулки с резьбой МЗ и приклеивают бальзовый обтекатель моторамы. Затем во вкладыше и бальзо-вом обтекателе по шаблону носика центральной нервюры проделывают паз для установки моторамы. Мотораму с обтекателем покрывают стеклотканью для прочности. Из заранее на у пенных бальзовых пластин по шаблонам вырезают все детали модели. Сборку начинают с задней кромки (7,9), в которую на стапеле вклеивают нервюры с 1 по 9. К нервюрам приклеивают переднюю кромку, ее сверху и снизу зашивают пластинами. Промежутки между нервюрами и пластинами заполняют бальзовы-ми вкладышами, вставленными на клею.

Вначале необходимо произвести сборку центральной нервюры. Далее приклеивают плоскую законцовку и обтекатель законцовки. В центроплан вклеивают заднюю кромку для крепления руля высоты. Вкладыши служат для усиления и придания конструкции определенной формы.

Олегом Дорошенко разработан и применен оригинальный способ крепления основных узлов модели После того, как вклеен топливный бак объемом 105 см3, выполненный из жести 0,25 мм, с противоположной стороны центральной нервюры через усиливающую фанерку толщиной 1,5 мм проделывают два отверстия 0 2 мм.В них вставляют проволоку, согнутую буквой «П». К ее середине крепится трехплечевой рычаг, зафиксированный с двух сторон оловом. Собранный узел качалки нужно установить так, чтобы трехплечевой рычаг имел расчетный угол отклонения. Отклонение руля высоты зависит от отклонения этого рычага Тросики к трехплечевому рычагу не припаяны, а на них надеты тонкие латунные трубочки, сплющенные в двух местах. В месте выхода тросиков из крыла в бальзовую законцовку вклеена свитая из стальной 0,3-мм проволоки пружина с внутренним 0 1,2 мм. Она выступает из крыла 5-6 мм и предохраняет тросики от перегиба при транспортировке модели.

Тросики на конце заканчиваются карабинами из стальной проволоки 0 0 8 мм с надетыми на них латунными трубочками в виде замочка

Узел центроплана усилен двумя лонжеронами, которые срезаны на «ус» и заканчиваются на середине размаха каждой половины крыла. За лонжеронами сверху и снизу приклеены бальзо-вые уголки усиления. К усиленному бальзовым уголком и обработанному по профилю переднему узлу центроплана приклеивается моторама. Вся конструкция тщательно обрабатывается наждачной бумагой. Модель оклеивается лавсановой прозрачной пленкой, присоединяемой к каркасу типографским прозрачным клеем, который ложится тонким слоем, имеет малый вес и хорошие связывающие свойства. Трубочки бачка после оклейки загибают вперед в сторону двигателя. Руль высоты также покрыт лавсановой пленкой. В него вклеен фанерный кронштейн с двумя отверстиями одно вверху для тяги, другое в середине для карабина ленты. Спереди в руль вклеены три Г-образных крючка, при помощи которых он соединяется с петлями из 0,2 мм жести. Руль фиксируется ниппельной резинкой, надетой на один из крючков, который должен быть на 10 мм длиннее остальных. Тяга из алюминиевой проволоки АМГ 0 2,5 мм. Место, где должно быть в пленке отверстие для тяги, усиливают полоской липкой ленты

Трехплечевой рычаг устанавливают параллельно центральной нервюре, а руль — в горизонтальное положение и отмечают на тяге положение верхнего отверстия на кронштейне Затем тягу изгибают на 90° вправо и отрезают так, чтобы длина загиба была 10.. 12 мм. Готовую тягу вставляют в отверстие кронштейна и фиксируют также ниппельной резинкой Перед полетом проверяют, нет ли перекоса крыльев, и промывают топливный бак.

На модель может быть установлен калильный или дизельный двигатель, но должна быть соблюдена центровка модели. Она составляет 55 . 60 мм от передней кромки крыла.