Меню:

Лётчик пришел в школу

В начале 1972 года я получил из Москвы письмо от бывшего комиссара нашего полка П Г. Авдеенко. Он писал о том, что состоялось заседание совета ветеранов 650-го ордена Красного Знамени Бранденбургского авиационного полка и на нем решили просить меня возглавить работу го созданию музея боевой славы нашего полка Написал комиссар и директору школы.

Руководство школы, коммунисты, комитеты ДОСААФ и комсомола горячо поддержали ветеранов Начать работу поручили следопытам 6 класса «А». Ребята с радостью приняли предложение о создании музея. Обсудили план действий. Во-первых, надо было установить связь с ветеранами полка, получить от них письма с воспоминаниями, документы, фотографии, личные вещи. ВоЛто-рых, задумали сделать модели самолетов, на которых воевал полк, и модели истребителей, прикрывавших нас в боевых вылетах В-третьих, необходимо было получить доступ к архивным документам Министерства обороны.

Первая задача не создавала особых трудностей Адреса ветеранов у нас были Следопыты засели за письма к бывшим фронтовикам с просьбой поделиться воспоминаниями о военных годах Через некоторое время начали приходить ответы. Отредактировать весь материал помогла Д. Ф. Ившина, педагог нашей школы.

С фотографий пришлось снимать копии, чтобы вернуть оригиналы владельцам. Дело это сложное, требует профессиональных навыков, мы привлекли к нему бывшего ученика школы Г. П. Иванова, ныне заведующего фотолабораторией Балезинского дома пионеров.

Так начал у нас накапливаться очень интересный материал Для тех, кто сражался за Родину, память о войне всегда в сердце. От нас, фронтовиков, оставшихся в живых, во многом зависит, какими защитниками Родины вырастут сегодняшние мальчишки и девчонки. А потому низкий поклон ветеранам, кто не жалеет времени и сил для работы с подрастающим поколением, кто помогает нашему школьному музею

Яркое впечатление остается у ребят от встреч с участниками боев В 30 километрах от нас, в г Глазове, живет один из ветеранов 650-го авиаполка — подполковник запаса М. Ф Сакерин Прежде чем везти к нему следопытов, побывал у него и договорился о времени встречи, о том, что он расскажет, какие фотографии покажет ребятам

Поехали Звоним Открывается дверь. В парадном мундире, при всех орденах и медалях, немного смущенный, встречает нас хозяин. «Проходите, раздевайтесь! Я уже вас заждался» Ребята робкой стайкой заходят, жмутся, не зная куда девать руки, цветы.

— Вот, ребята, — говорю, — перед вами тот самый Миша Сакерин, а для вас Михаил Федорович, бывший штурман звена, затем эскадрильи, с которым мы воевали с 1943 года до Победы.. Затаив дыхание, слушают ребята рассказ о боях на Кавказе и Кубани, в Прибалтике и под Берлином, о верных боевых товарищах. Михаил Федорович подарил пионерам штурманскую линеику

Модели самолетов для музея, как и было задумано изготовили наши юные техники Правда, в школе у нас не было ни мастерской, ни инструментов и материалов Обратились за помощью в районный Дом пионеров Нам нашли комнату, снабдили инструментами, помогли советом.., Сейчас в музее демонстрируются модели По-2, Р-5, Су 2 и Як-3. Скоро будут построены модели еще двух типов машин. В процессе работы ребята знакомились с летно-тактическими данными самолетов, с замечательными летчиками, сражавшимися на этих машинах.

Сложнее всего для наших активистов военно-патриотической работы было получить доступ к архивным документам Министерства обороны. Помогли Балезинский райком КПСС и райвоенкомат На основании архивных данных собрали материал о боевой деятельности полка, составили список невозвратимых боевых потерь, изучили схемы выполнения боевых вылетов, сняли копии наградных листов.

В Москве мы побывали в научно-методическом кабинете Центрального музея Вооруженных Сил Работники музея оказали нам помощь в решении ряда вопросов, а подаренная ими книга «Пропагандисты подвига» оказалась очень нужной при составлении эскиза оформления музея.

Через два года активного поиска скопилось большое количество самого разнообразного материала В новом здании школы для музея выделили комнату. К началу учебного года подготовили эскиз ее оформления. Работы было очень много, а времени оставалось мало — к 30-летию Победы хотелось открыть музей. Работали все ученики На уроках труда делали основания для стендов, витрины, детали крепежа, резали плиту под фотографии Юные техники устанавливали динамики, собирали усилитель, монтировали автоматику, заканчивали сборку моделей 8 мая состоялось торжественное открытие музея.

С тех пор прошло шесть лет Наш музей за эти годы посетило несколько тысяч человек — учащиеся школ, трудящиеся поселка Балезино и района Бывают экскурсии и из других городов республики Крепкая дружба связывает юных патриотов с ветеранами полка. Музей стал одним из центров военно-патриотической работы в школе Здесь проводят прием в пионеры, вручают комсомольские билеты. Совет музея организует встречи с участниками Великой Отечественной войны, с героями труда Яркой и незабываемой была встреча с летчиком-истребителем Героем Советского Союза И В Шмелевым С каким восхищением смотрели на него ребята! Затаив дьха-ние, слушали каждое его слово! Три часа пролетели как один миг Запомнились учащимся и встречи с летчиком авиации дальнего действия Героем Советского Союза А. Д. Тороповым — нашим земляком и с летчиком штурмовой авиации Героем Советского Союза В Н Опале-вым

Наши выпускники отлично служат в армии о чем свидетельствуют благодарст венные письма командования в адрес школы и родителей. Думается, что немало сделали для этого наши активисты ДОСААФ У учащихся школы несомненный интерес к профессии защитника Родины, многие поступают учиться в военные училища В военном авиационном училище учится Андреи Королев Служат в Военно Воздушных Силах старшие воспитанники нашей школы лейтенанты Сергей Дмитриев и Сергеи Парфенов. В Ижевском аэропорту работают авиационные специалисты Александр Скрябин и Александр Федоров.