Меню:

Константин Константинович Арцеулов – начальник истребительного отделения

В то далёкое время, когда летчики только начали осваивать нестеровскую «мертвую петлю», скольжения, виражи, перевороты, настоящим бичом в авиации оставался «штопор»

Раскрыть тайну «штопора» удалось Константину Константиновичу Арцеулову — прапорщику, начальнику истребительного отделения Качинской авиационной школы военных летчиков. В безоблачный день 24 сентября 1916 года пилотируемый Арцеуловым «Ньюпор-21» поднялся в воздух. Риск огромный. Летел без парашюта — их еще не было тогда в школе, как не было и твердой уверенности в том, что полет подтвердит расчеты.

Вот как вспоминал этот исторический полет сам Арцеулов.

«Круто стал набирать высоту. Достиг 2 ООО метров. Еще раз мысленно проверил разработанные мною приемы вывода из «штопора». Сбавил газ, выключил мотор, чтобы уменьшить скорость, и задрал нос самолета...

Я почувствовал, что машина уж закачалась и теряет скорость. Инстинктивно, по привычке, не дал ей свалиться на крыло. Потом через несколько секунд снова задрал нос машины, дал левую ногу, и мой самолет закрутился в штопоре. Я, конечно, не стал ждать, пока он сделает определенное количество витков, а дал от себя ручку и до отказа «обратную» ногу. Самолет, сделав один-полтора витка, на мгновение как бы остановился и затем перешел в пикирование. А когда мотор заработал (я потерял примерно 500 метров), я снова набрал высоту немного более 2 ООО метров, вторично перевел его в штопор, сделал витков пять и вывел самолет. После этого пошел на посаду».

Спустя несколько дней Арцеулов уже обучал летчиков своего отделения выводу самолета из «штопора», а немного позже «штопор» был введен в программу школы.

Арцеулов родился 17 (29) мая 1891 года в Ялте. Первое знакомство с воздухоплаванием, трудами А. Ф. Можайского и других выдающихся основоположников и пионеров науки и практики летания почерпнул из литературы. Семнадцатилетним юношей построил планер, однако полетать на нем не пришлось: оказался тяжелым и неустойчивым. После трехлетнего обучения в морском училище, которое не закончил из-за слабого здоровья, поехал в Петербург, поступил рабочим на авиационный завод. Тщательно изучал там устройство самолета и мотора, даже делал попытки полетать на забракованном и переданном любителям самолете.

Получив диплом пилота-авиатора в школе пилотов, открытой в Гатчине, Арцеулов возвращается в Севастополь, работает там инструктором аэроклуба до призыва в армию (1913 г.). Служит в кавалерии и лишь после настойчивых просьб получает перевод в авиацию, проходит короткий курс подготовки в Качинской авиашколе, сдает экзамен на военного летчика.

Школа мужества и отваги пройдена Арцеуловым на фронте первой мировой войны. Он совершил более 200 боевых вылетов, одержал 18 побед в воздушных боях. В мае 1916 года его отзывают с фронта и как летчику с большим боевым опытом поручают сформировать истребительное отделение при Качинской авиашколе.

Большая аварийность в частях, да и в самой школе, причиной которой был срыв самолета в «штопор», заставила Арцеулова серьезно задуматься над этим явлением, искать способ борьбы с ним. Беспримерное мужество, забота о жизни своих товарищей летчиков помогли Арцеулову смело пойти на единоборство, из которого он вышел победителем.

Арцеулов подготовил более 300 искусных летчиков, среди которых был и Валерий Чкалов, испытывал новые самолеты, сам построил самолет и несколько планеров и успешно на них летал. Последние годы посвятил живописи, иллюстрировал книги и журналы. Особенно интересны и увлекательны работы Арцеулова на авиационные и космические темы.