Меню:

Группа истрибителей «Blue Angels»

В общей сложности было построено 167 самолетов A-4F, часть из которых позже переоснастили двигателями J52-P-408 тягой 49,82 кН. Самым известным экс-плуатантом A-4F была пилотажная группа ВМС США «Blue Angels», пересевшая с «прожорливых» F-4J Phantom на Skyhawk в 1974 году.

Следующим по порядку одноместным вариантом А-4 должен был стать A-4L, но те 100 самолетов, которые получили данное обозначение, представляли собой не вновь построенные машины, а переоборудованные А-4С. Последним же одноместным А-4, принятым на вооружение в США, стал А-4М Skyhawk II, созданный специально для авиации КМП США (часть машин впоследствии попала и в ВМС). А-4М получил более мощный и менее дымный двигатель Р-408, новые фонарь кабины и лобовое стекло, крыло с законцовками иной формы и тормозной парашют.

В 1974 и 1977 годах А-4М получили новое оборудование, в том числе комплекс ALR-45 и новую прицельную систему ARBS (Angle Rate Bombing System), отличимую по размещенному в носовой части целеуказателю, спрятанному под прозрачный обтекатель. Последний построенный А-4 был 2960-м по счету — это был 158-й по счету А-4М. Самолет находился в серийном производстве 27 лет. Последние А-4М были сняты с вооружения КМП США, 42-й авиагруппы Резерва КМП в Аламеде, в 1994 году, так закончилась 38-летняя карьера ударного Skyhawk.

В 1963 году министр обороны США Роберт Макнамара выступил за прекращение выпуска Skyhawk — вариант А-4Е должен был стать последним, поступившим на вооружение. В то время экспортных заказов на А-4 не было, а общее мнение заключалось в том, Skyhawk уже исчерпал весь модернизационный потенциал. Но командование ВМС США было иного мнения — в результате появился заказ на переоборудование двух А-4Е в двухместный учебно-боевой вариант. После завершения постройки макета последние два серийных А-4Е были переоборудованы в двухместные ТА-4Е, отличавшиеся удлиненным на 71 см фюзеляжем, двойным управлением и новыми катапультными креслами Douglas Escapac класса «0-0». Также самолет получил модернизированный двигатель J52-P-8A, интерцепторы и управляемую переднюю опору шасси.

Первая спарка ТА-4Е поднялась в воздух 30 июня 1965 года, пилотировал самолет летчик-испытатель «Douglas» Кникербокер, а в мае 1966 года состояния полной боеготовности достигло первое подразделение с ТА-4Е — им стала 125-я истребительная эскадрилья «Roughriders», дислоцированная на авиабазе Лемур, штат Калифорния. Впоследствии обозначение данных самолетов изменили на TA-4F — все же самолет существенно отличался от базового А-4Е. Был выпущен 241 самолет, причем в КМП США для спарки нашли и дополнительную задачу — их применяли в роли передовых авианаводчиков. TA-4F также активно использовались опытными и испытательными подразделениями для отработки различного авиационного вооружения. На его базе был создан EA-4F — он оснащался специальной радиоэлектронной аппаратурой, постановщиками помех и устройствами отстрела дипольных отражателей (основное назначение — «симуляция» сложной помеховой обстановки на учениях и имитация сигналов атакующих ракет и самолетов противника).

Часть ТА-4 входила в состав разведывательно-штурмовых эскадрилий, самолеты также оказались идеальной заменой для TF-9J Cougar в роли учебных самолетов повышенной летной подготовки. Вскоре Учебное командование заказало первую партию из 48 самолетов в модификации TA-4J — с машин сняли все тактическое оборудование и поставили менее мощный двигатель Р-6. Первый такой самолет поднялся в воздух в декабре 1968 года, а к середине 1969 года первые 50 самолетов уже находились в эксплуатации в учебных эскадрильях, дислоцированных в южной части США. Было построено 277 новых TA-4J, а остальные были переоборудованы из TA-4F путем установки менее мощного двигателя и демонтажа оборудования для применения ракетного вооружения, РЛС и двух из пяти пилонов для подвески вооружения. Лишились TA-4J и двух 20-мм пушек Mk 12, хотя часть машин все же сохранила правую пушку.