Меню:

Globemaster за рубежом

Изначально предназначавшийся только для США, С-17 Globemaster III теперь принят на вооружение ВВС Великобритании, Австралии, Канады и Катара. В 2005 году австралийские ВВС приняли решение о закупке военно-транспортных самолетов (ВТС) С-17. На такой выбор повлияли два фактора: во-первых, С-17 способен перевозить состоящий на вооружении австралийской Армии танк М1А1 AIM SA Abrams, а во-вторых, поставки самолетов можно было начать незамедлительно. Единственные реальные конкуренты С-17 — самолеты Airbus А400М (в 2010 году этот самолет все еще оставался в стадии разработки) и Ан-124 «Руслан» — австралийцами даже не рассматривались. С-17 обеспечивал австралийским ВВС унификацию по парку стратегических ВТС с ВВС США и Великобритании, причем самолеты для Австралии собирались бы на том же заводе, который поставлял их ВВС США. В марте 2006 года Австралия выделила 2,2 млрд австралийских долларов на закупку С-17. В июле 2006 года был подписан контракт на сумму 1 млрд австралийских долларов, предусматривавший поставку по фиксированной цене трех C-17ER Globemaster III, сопутствующего оборудования и запасных частей, а также подготовку персонала и возможность закупки четвертого самолета. Еще 100 млн австралийских долларов были заплачены «Boeing» за присоединение Австралии к программе единого «виртуального флота», предусматривающей модернизацию самолетов по стандарту ВВС США.

Через пять месяцев после подписания контракта австралийские ВВС получили первый C-17ER, церемония прошла 29 ноября 2006 года на заводе «Boeing» в Лонг-Бич. По завершении сдаточных испытаний самолет 4 декабря перелетел в Канберру. Второй самолет покинул ЛОНГ-БИЧ И прибыл на авиабазу австралийских ВВС Эмберли, штат Квинсленд, 11 мая 2007 года, третий —18 декабря 2007 года. Четвертый С-17 прибыл в Австралию 19 января 2007 года. Все четыре С-17 состоят на вооружении дислоцированной на авиабазе Эмберли 36-й эскадрильи. Примеру австралийцев вскоре последовали канадцы — командование ВВС заказало 1 февраля 2007 года четыре C-17ER. Условия контракта были близки к австралийским — Канада получила самолеты, заложенные для ВВС США, так как контракт предусматривал поставку первого самолета не позднее 12 месяцев с момента его подписания. Первый канадский С-17 Globemaster III (официальное национальное обозначение СС-177) выполнил первый полет 23 июля 2007 года, а в начале августа самолет передали канадским ВВС. Второй самолет заказчик получил в октябре 2007 года, а четвертый и последний — в апреле 2008 года. Самолеты СС-177 состоят на вооружении 429-й эскадрильи 8-го авиакрыла (база Трентон). Катар пока стал последним покупателем С-17. Два самолета эксплуатируются как транспортной эскадрильей, так и авиаотрядом эмира Катара. В последнем случае самолет окрашен в розовато-лило-вый, светло-серый и белый цвета национального авиаперевозчика «Qatar Airways» и имеет гражданскую регистрацию А7-МАВ; он предназначен для VIP-перевозок, хотя также используется как тактический и стратегический ВТС. Причиной закупки Катаром С-17 стало желание обеспечить региональные и глобальные гуманитарные операции. Первый С-17 поставили 11 августа, второй — 10 сентября 2009 года. Оба С-17 базируются в Дохе. Закупка самолетов произведена на коммерческой основе, а не в рамках программы военной помощи США. Катар также присоединился к программе «виртуального флота» корпорации «Boeing».

Глобальные операции


C-17ER австралийских ВВС использовались по предназначению уже через год после поступления на вооружение, хотя достижение полной боевой готовности самолетов запланировано только на весну 2011 года. Первым случаем такого использования стала доставка гуманитарных грузов в ноябре 2007 года жителям Папуа — Новой Гвинеи, тогда один С-17 перевез гуманитарный груз и австралийских военнослужащих в провинцию Оро, сильно пострадавшую от циклона. Затем австралийские С-17 принимали участие в учениях на территории США и перевозили вертолеты SH-60 Sea Hawk австралийских ВМС. Австралийские С-17 привлекаются к обеспечению действий миротворческого контингента Австралии в Ираке и Афганистане. Кроме того, они использовались для доставки в 2008 году вертолетов Puma из состава ВВС ЮАР в Бирму и привлекались к гуманитарным перевозкам для пострадавших от землетрясения 2009 года в Самоа.

Канадские СС-177 эксплуатируются не менее интенсивно. Они принимали участие в оказании помощи пострадавшим от урагана 2007 года на Ямайке. В августе 2008 года СС-177 эвакуировали пострадавших в результате урагана в Новом Орлеане. Катарские С-17 тоже принимают участие в гуманитарных операциях — ярко окрашенный А7-МАВ совершил перелет на Гаити, с промежуточной посадкой в испанской Севилье, где в начале 2010 года произошло разрушительное землетрясение, и прибыл к месту назначения 16 января.

Большой потенциал


В январе 2010 года руководство «Boeing» анонсировало подписание контракта на поставку шести самолетов С-17 в Объединенные Арабские Эмираты — четыре машины намечено поставить в 2011 году, а две — в 2012 году. В том же месяце поступил официальный запрос от правительства Индии на закупку десяти С-17 в рамках программы военных поставок зарубежным странам. Интерес к С-17 проявляют Саудовская Аравия, Оман и Япония.