Меню:

Егор Денисович Чечулин - лётчик-истрибитель

О Егоре Денисовиче Чечулине наслышан я был давно, а познакомиться лично удалось, когда на секции военно-патриотического воспитания областного совета ветеранов вручалась ему награда Советского комитета ветеранов войны — Памятная медаль в честь 35-летия Победы. На кителе три ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды и Отечественной войны, медали.

Получив Памятную медаль, Чечулин четко, по-военному произнес: — Служу Советскому Союзу! Накануне довелось побывать в профессионально-техническом училище тракторного завода. Зашел разговор о работе первичной организации ДОСААФ. Мастер производственного обучения Г. А. Ястребов сказал:

— Досаафовцы у нас народ боевой! Не проходит недели, чтобы они не задумали и не провели какое-нибудь интересное мероприятие. То соревнование по стрельбе, то пригласят ветерана Великой Отечественной войны. Особенно часто бывает у нас бывший летчик-истребитель Егор Денисович Чечулин. В результате его задушевных бесед с ребятами от желающих идти в авиацию отбоя нет.

С активистом оборонного Общества, членом рвйкома ДОСААФ, мне захотелось встретиться, и вот мы сидим в его квартире.

На столе, за которым беседуем с Егором Денисовичем, разложены письма друзей-однополчан. Бывший его ведомый Леонид Ткачев пишет из Витебска: «Дорогой фронтовой друг! Я счастлив, что судьба представила мне случай служить и воевать вместе с тобой!»

Отдельной стопочкой на столе лежат книги, военные мемуары. На одной из них—«На крутых виражах»— дарственная надпись ее автора, бывшего командира эскадрильи имени Олега Кошевого, ныне генерал-майора авиации Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Вишнякова: «Боевому и отважному летчику-истребителю Егору Денисовичу Чечулину. С чувством гордости и уважения высылаю эту книгу Благодарю, мой Друг, за боевые дела, в которых Вы были всегда стойким и несгибаемым воздушным бойцом — чему я был свидетелем».

Перелистываю воспоминания бывшего командира 171-го Тульского Краснознаменного авиаполка Александра Ивановича Халутина. «О смелости, боевых делах всегда находчиво действовавшего в любой сложной обстановке летчика-истребителя уральца Егора Чечулина можно рассказывать долго и много, — пишет А. Халутин. — Обычно летчика спрашивают сколько он сбил самолетов фашистов? А что сказать о разведчиках? Ведь это очень сложный и опасный вид боевой работы. Надо уметь обмануть врага, не раскрыть цель полета, направление А тут еще зенитная артиллерия противника... Как-то перед Чечулиным была поставлена задаче — вь йти на поиск группы наших танков, ушедшей в глубокий рейд по тылам гитлеровцев и потерявшей квязь с командованием. Было это в районе Даугавпилса. Расположение нашего аэродрома находилось на предельном радиусе действия. Лететь пришлось на небольшой высоте, чтобы распознать свои танки Чечулин блестяще справился с боевым заданием».

Егор Денисович улыбается:

— До сих пор удивляюсь, как удалось вернуться тогда целым и невре димым? Задание выполнил, но на аэродром сел на изрешеченной машине

Егор Денисович ведет неторопливый рассказ, и я следую за ним, по его жизненному пути То вижу Егорку Чечулина сельским пареньком, то фабзаичонком, мастером по ремонту контрольно-измерительных приборов в одном из цехов медеплавильного завода, что под Свердловском. Здесь Егор стал комсомольцем, а в девятнадцать лет — коммунистом

Когда при заводском клубе осо-авиахимовцы организовали авиационный кружок, Чечулин записался в него Мог ли он думать, что этот шаг на всю жизнь свяжет его с авиацией, которой он отдаст четверть века?

Весной тридцать восьмого «.гор Чечулин впервые самостоятельно поднялся в воздух на самолете У-2.

Подоспел срок идти на действительную службу, определили в авиацию.

Война опалила его в апреле сорок четвертого. Под Вязьмой он принял боевое крещение. В кипящем фронтовом небе молодой истребитель приобретал опыт, совершенствовал летное мастерство. Егор Чечулин и его боевой друг Алексей Ткачев летали на воздушную разведку в тыл противника, фотографировали аэродромы, железнодорожные станции и другие объекты. Летали и на штурмовку. От их метких ударов горели штабные автобусы, поезда, самолеты на аэродромах.

Памятна Чечулину воздушная схватка над переправой у Великих Лук. «Воздух бурлил, как океан во время шторма, — писала тогда фронтовая газета «На страже Родины». — Тысячи трассирующих снарядов прорезали вечернее небо»

— Нашей эскадрилье имени Олега Кошевого, — говорит Егор Денисович, — была поставлена задача, прикрыть переправу. Мы схватились с тридцатью фашистскими истребителями. Победили воля, упорство, отвага, воинское мастерство советских летчиков

Гасли последние вспышки четырехлетней битвы. Подходила к концу ликвидация Курляндской группировки ppai а. Эскадрилья имени Олега Кошевогэ наносила удары по аэродромам противника в Виндаве, Карк-лэсе, Сираве Боевые вылеты следовали один за другим.

8 мая 1945 года Чечулин совершил последний боевой вылет.

Уйдя на заслуженный отдых, ветеран Чечулин продолжает активно участвовать в военно-патриотическом воспитании молодежи.