Меню:

Бомбардировочные варианты Vickers Wellington

Vickers Wellington зарекомендовал себя исключительно живучим самолетом, на начало Второй мировой войны это был самый современный бомбардировщик британских ВВС и до ее середины являлся главной ударной силой Бомбардировочного командования. Wellington спроектирован на основе концепции Барнса Уоллиса, предложенной для постройки геодезических сооружений и впервые использованной в авиации при создании Wellesley. Компания «Vickers» приняла решение использовать данную концепцию для самолета, проектируемого под спецификацию В.9/32 Министерства авиации. Техническое задание предписывало разработку самолета, способного доставить 1000 фунтов (454 кг) на дальность 720 миль (1159 км). Аванпроект «Vickers» по своим расчетным данным превосходил требования — это был дневной средний бомбардировщик-среднеплан с убираемым шасси и двумя моторами Rolls-Royce Goshawk, способный нести более 2040 кг бомб, а его максимальная дальность полета составляла 4506 км.

Прототип В.9/32 с двумя моторами Bristol Pegasus X мощностью по 915 л. е., с килем и рулем направления по типу Supermarine Stranraer собрали в Вейбридже в мае 1936 года. Первый полет на нем выполнил 15 июня старший летчик-испытатель «Vickers» Дж. Саммерс. В конце месяца прототип продемонстрировали на авиашоу в Хендоне, при этом носовой и хвостовой блистеры были закрыты чехлами, чтобы не раскрывать считавшуюся секретной конструкцию планера. После заводских испытаний прототип передали Исследовательскому центру самолетов и вооружения в Мартлешем Хит для госиспытаний. 19 апреля 1937 года, когда последние были почти завершены, прототип разбился из-за перебалансировки руля высоты при выполнении скоростного пикирования.

Значительный заказ


Несмотря на аварию Министерство авиации 15 августа 1936 года разместило по спецификации В.29/36 заказ на 180 самолетов Wellington Mk I. Новая спецификация предписывала несколько изменить конструкцию и форму фюзеляжа и хвостового оперения, внедрить носовую, подфюзеляжную и хвостовую турели Vickers с гидроприводами. Первый серийный Wellington Mk I, оснащенный двумя моторами Pegasus X, поднялся в воздух 23 декабря 1937 года. С апреля 1938 года на самолеты начали ставить моторы Pegasus XVIII мощностью по 1050 л. е., и они были установлены на 3052 построенных позже Mk I всех модификаций. Был собран 181 самолет Mk I первой серии; следом построили 187 Mk IA с турелями Nash и Thompson и усиленным шасси с колесами увеличенного диаметра (17 собраны в Честере, остальные — в Вейбридже); а самым массовым в семействе Mk I стал Mk 1С с фюзеляжными пулеметами Vickers «К» или Browning, улучшенной гидравликой и удлиненным бомбоотсеком, позволявшим подвешивать в нем 1814-кг бомбу (всего построено 2685 Mk 1С; 138 самолетов поставили в варианте торпедоносца). Множество улучшений, внедренных по ходу производства в Mk IA и Mk 1С, учли и при разработке Mk II с моторами Rolls-Royce Merlin X мощностью по 1145 л. с. В прототип Mk II доработали 38-й Mk I, первый полет в новом качестве он выполнил 3 марта 1939 года. Хотя дальность полета несколько уменьшилась, Wellington Mk II обладал лучшими скоростью, практическим потолком и максимальной взлетной массой, которая возросла с 11272 кг (базовый Mk I) до 14969 кг (Mk II). Всего в Вейбридже собрали 401 Mk II. В прототип Wellington Mk III с моторами Bristol Hercules перестроили 39-й Mk I, установив на него моторы Hercules HEISM, снабженные двухступенчатыми нагнетателями и воздушными винтами de Havilland. Новая силовая установка получилась проблемной, поэтому ее заменили на моторы Hercules III мощностью по 1425 л. с. и воздушные винты Rotol. На серийные Mk III ставились моторы Hercules XI мощностью по 1590 л. с. Машины поздней постройки получили хвостовые турели FN.20A с четырьмя пулеметами. Два Mk III собрали в Вейбридже, 780 — в Блэкпуле и 737 — в Честере.

Американские моторы


Наличие большого количества заказанных, но не поставленных Франции, 1050-сильных моторов Pratt & Whitney Twin Wasp • R-1830-S3C4-G привело к появлению варианта Wellington Mk IV. Прототип стал одним из 220 самолетов Mk IV, собранных в Честере. При перелете в Вейбридж на прототипе замерзли карбюраторы обоих моторов, из-за чего самолет выполнил вынужденную посадку в Эдлстоуне. Исходные воздушные винты Hamilton Standard оказались слишком шумными и были заменены на винты Curtiss. Первым в строевую часть (99-я эскадрилья, дислоцированная в Милденхолле) в октябре 1938 года передали четвертый серийный Mk I. Шесть эскадрилий 3-й группы (9-я, 37-я, 38-я, 99-я, 115-я и 149-я) успели перевооружить на Wellington до начала войны. Для подготовки экипажей для 30 заказанных Wellington такие машины получило и новозеландское учебное звено, позже развернутое в 75-ю (новозеландскую) эскадрилью — первую эскадрилью доминионов, сформированную во Вторую мировую войну. Сержант Джеймс Уорд за боевой вылет 7 июля 1941 года, когда он вылез на крыло и погасил пожар, был удостоен креста Виктории — единственный из экипажей всех Wellington.

Wellington из 9-й и 149-й эскадрилий 4 сентября 1939 года бомбили германские корабли в Брюнсбуттеле. Идущие в плотном боевом порядке Wellington обладали большой мощью, но после первых же встреч с летчиками из 1-й истребительной эскадры Люфтваффе выявились и недостатки. Опыт первых рейдов быстро учли, внедрив на самолеты протестированные топливные баки и дополнительные оборонительные стрелковые точки, а сами вылеты стали выполнять в основном по ночам.

Рейд на Берлин


Wellington из 99-й и 149-й эскадрилий в числе других самолетов Бомбардировочного командования приняли участие в первом налете на Берлин в ночь с 25 на 26 августа 1940 года, а 1 апреля 1941 года Wellington из 149-й эскадрильи в ходе рейда на Эмден сбросил первую за войну 1814-кг бомбу. Из 1046 самолетов, принимавших участие в налете на Кельн ночью 30 мая 1942 года, 599 были Wellington. Последний боевой вылет Wellington из Бомбардировочного командования выполнили в ночь с 8 на 9 октября 1943 года.