Меню:

Гражданский самолет Ан-72

С всесторонним учетом текущих и перспективных нужд народного хозяйства, возрастающей роли авиационного транспорта, особенно в обслуживании быстро развивающихся территориально-промышленных комплексов в Сибири, на Дальнем Востоке и в республиках Средней Азии, коллектив ОКБ под руководством О. К. Антонова разрабатывал и новый скоростной транспортный самолет Ан-72

Необычная компоновка, мощные двигатели, обеспечивающие короткий разбег и крутой набор высоты, значительная горизонтальная скорость и большая грузоподъемность — главные особенности нового самолета, совершившего свой первый полет 31 августа 1977 года.
Предназначенный для быстрой доставки техники и других грузов для развивающихся районов, где аэродромами служат порой лишь небольшие необорудованные площадки, Ан-72 по существу представляет собой первый отечественный транспортный самолет укороченного взлета и посадки.

Создание Ан-72 — машины нового^ класса — потребовало от коллектива предварительного выполнения больших проектных и экспериментальных исследований по аэродинамике, конструкции, технологии, системам нового самолета, творческого использования опыта, накопленного за многие годы.

Ан-72 — высокоплан с механизированным крылом и Т-образным оперением. Интегральная механизация крыла, повышенная тяговооруженность обеспечили самолету исключительно короткие взлетную и посадочную дистанции, что позволяет эксплуатировать его с грунтовых площадок длиной 1000 метров.

Два турбовентиляторных двуконтур-ных двигателя Д-36, созданных коллективом главного конструктора В. А. Лота-рева, со взлетной тягой по 6500 кгс, установлены на верхней поверхности крыла. Такое размещение силовой установки предохраняет двигатель от попадания предметов с полосы и дает существенный прирост подъемной силы на взлете и посадке за счет обдувки верхней поверхности крыла и центро-планных закрылков струями от двигателей. Применение этого нового в отечественном самолетостроении метода повышения несущих свойств самолета потребовало тщательной отработки параметров всей системы «двигатель — крыло — закрылок» на натурных стендах и в аэродинамических трубах. В результате напряженных поисков были найдены наивыгоднейшие параметры всей системы. Надкрыльевое расположение двигателей, в сочетании с их собственной малошумностью и высокой скороподъемностью самолета на взлете, дополнительно снизило уровень шума на местности.

Одним из факторов, определяющих транспортную эффективность самолета, является крейсерская скорость. Для ее достижения часто применяют стреловидное тонкое крыло. Однако его несущие свойства на взлете и посадке и возможности размещения в нем топливных баков ниже, чем у толстого крыла.

Надо было найти оптимальное решение и этой задачи. Работники конструкторского бюро в содружестве с учеными ЦАГИ, испольруя новейшие достижения науки в области аэродинамики профилей, решили ее: на Ан-72 удалось получить высокую крейсерскую скорость и при прямом толстом крыле. Оно максимально механизировано, имеет двухзвенные центропланные и трех-щелевые консольные закрылки, щелевые предкрылки и интерцепторы. Поперечное управление самолетом осуществляется совместно элеронами и интер-цепторами.

В соответствии с главным назначением самолета его фюзеляж имеет вместительную грузовую кабину длиной 9 м, высотой 2,2 м и шириной 2,15 м. Такие габариты позволяют перевозить любые грузы весом до 7,5 т в контейнерах, бочках, тюках, а также спакети-рованные на поддонах. Погрузка и разгрузка самоходной техники производится своим ходом, а поддонов, контейнеров и прочих грузов — с помощью установленной внутри кабины подвижной кран-балки грузоподъемностью 2,5 т.

Большой грузовой люк оригинальной конструкции расположен в хвостовой части фюзеляжа. Его проем закрыт рампой, которую можно опускать на землю. В этом положении она служит трапом для въезда самоходной техники.

Для загрузки самолета с кузова грузового автомобиля рампа откатывается под фюзеляж. При этом высота пола кабины самолета над землей равна высоте пола кузова серийных трех и пятитонных автомобилей. По рольгангам, установленным на полу кабины, даже один человек может легко переместить груз весом до 2 тонн. Добавим, что кабина герметична, оборудована системой кондиционирования воздуха. Это позволяет при необходимости использовать грузовой отсек и для перевозки людей. На откидных сиденьях здесь могут разместиться 32 человека. Система кондиционирования воздуха может работать и как холодильник. В этом случае грузовой отсек превращается в рефрижераторную камеру.

Хвостовое оперение Ан-72 выполнено по Т-образной схеме. Горизонтальное оперение находится вне струй двигателей и большого скоса потока за высокомеханизированным крылом. Руль высоты имеет роговую и осевую компенсации. Руль направления, для увеличения его аэродинамической эффективности, выполнен двухзвенным. Высокая аэродинамическая эффективность рулей обеспечивает балансировку самолета на взлете при отказе одного из двигателей.

Руль направления имеет оригинальную систему управления. Нижняя секция

второго звена действует непосредственно от педалей летчика, а остальные поверхности руля направляются бустером. Такая система обеспечивает безопасность полета при отказе бустера и избавляет от необходимости иметь специальный автомат загрузки.

Шасси самолета — с независимой подвеской колес. Конструкция стоек, в сочетании с пневматиками низкого давления, позволяет эксплуатировать Ан-72 даже на размокших грунтовых, галечных, ледовых и заснеженных аэродромах.

Техника пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров имеет свои особенности. Взлет и посадка на них производится по крутым траекториям. Это требует увеличенных углов обзора из кабины в направлении вперед — вниз. Время для действий летчика органами управления сокращается. Все это учитывали конструкторы при проектировании кабины экипажа. В поисках наилучшей компоновки кабины, инженеры и конструкторы КБ провели много экспериментов. На основе комплексного эргономического анализа была оптимизирована эффективность системы «экипаж — самолет», на пилотажных стендах многократно проанализированы все возможные полетные ситуации. В итоге кабина экипажа Ан-72, по отзывам летчиков, удовлетворяет самым строгим требованиям.

На Ан-72 установлен комплекс современного радиосвязного и навигационного оборудования. Он обеспечивает автоматическое управление на маршруте и при заходе на посадку в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Экипаж самолета состоит из двух человек — командира и летчика-штурмана. Машина проста в управлении. Летчики, ранее летавшие на самолетах Ан-24 и Ан-26, могут быстро освоить Ан-72.

Крейсерская скорость Ан-72 (720 км/ч) в полтора раза превосходит крейсерскую скорость Ан-26. Больше и дальность его полета при одинаковой грузоподъемности (5 т). Эти преимущества значительно повышают экономическую эффективность Ан-72 в сравнении с Ан-26, хотя обе машины относятся к одному и тому же классу.

Конструкторы и технологи опытно-конструкторского бюро, добиваясь максимальной весовой отдачи самолета, его эксплуатационной надежности, широко использовали новые конструктивные материалы и технологические процессы. В конструкции планера Ан-72 нашли широкое применение алюминиевые сплавы повышенной прочности, сотовые конструкции, композиционные материалы.

При создании самолета коллектив ОКБ успешно решил ряд новых, сложных инженерных задач. К ним относятся в частности, обдувка верхней поверхности крыла и закрылков струями двигателей, двухзвенные рули, новая компоновка кабины экипажа, конструкция шасси.

Созданный коллективом нашего ОКБ новый транспортный самолет сейчас проходит всесторонние испытания. Они| свидетельствуют о том, что в 11 пятилетке воздушный флот страны пополнится надежной и высоко экономичной машиной.