Меню:

Самолетов огневой поддержки АС-130

На вооружении ВВС США еще остаются 8 самолетов огневой поддержки АС-1 ЗОН, причем в последнее время они привлекаются к испытаниям тактического боевого лазера — одного из вариантов вооружения ганшипов нового поколения. Подобное испытание было проведено в конце 2009 года — Spectre смог прожечь лучом лазера капот грузовика. Однако лазеры — это оружие будущего, пока же Командование специальных операций ВВС США (AFSOC) активно использует самолеты AC-130U, известные также как Spooky II.

В последнее время AC-130U прошли модернизацию, и теперь их часто обозначают как АС-130+4 (или «Плюс 4»). Начиная с 2007 года, проводились многочисленные испытания и отработки различных вариантов вооружения, в результате чего с ганшипов было решено демонтировать 25-мм пушки GAU-12 и 30-мм пушки Bofors, вместо которых на самолетах устанавливались по две 30-мм скорострельные пушки Bushmaster II. Кроме того, на машинах остались 105-мм гаубицы. Однако Bushmaster II оказались слишком дорогостоящими в эксплуатации, поэтому в августе 2008 года командование AFSOC решило отказаться от дальнейшей реализации данной программы. С другой стороны, актуальной остается предложенная в 2006 году программа повышения боевого потенциала и живучести Spooky II, в рамках которой предусматривается вооружение ганшипов самой маленькой УАБ в мире — GBU-44 Viper Strike, а также замена 105-мм гаубицы на 120-мм миномет, заряжающийся с казенной части и способный применять широкий набор боеприпасов и специального снаряжения, например, осветительные мины, мину ХМ395 PGMM с полуактивным лазерным наведением и даже малогабаритный БЛА. Кроме того, модернизируемые по данной программе ганшипы получат УР APKWS (управляемый вариант НАР Hydra 70) и ПТУР AGM-114 Hellfire.

Несмотря на то, что планы пополнения флота ганшипов за счет 16 самолетов АС-27 были в 2009 году отменены, в 2010 году Командование AFSOC подтвердило факт проведения работ по разработке специальных вставных модулей для быстрой конвертации самолетов MC-130W Combat Spear в ганшипы. В более долгосрочной перспективе AFSOC рассматривает возможность реализации предложения «Lockheed Martin» поставить несколько C-130J Hercules для временного переоборудования их в ганшипы. В настоящее время компания уже ведет проектирование для КМП США самолетов КС-130J Harvest Hawk, которые по требованию командования должны обладать возможностью быстрого переоборудования в самолеты непосредственной огневой поддержки. Как бы то ни было, и МС-130W RORO и КС-1301 будут лишь «легкими ганшипами» и смогут нести ограниченный набор вооружения и меньшее количество боеприпасов, особенно при решении одновременно и задач разведки, и задач огневой поддержки.

Боевое применение

АС-130 имеет богатую боевую историю — первые машины дебютировали еще в сентябре 1967 года во Вьетнаме, они летали тогда в составе 16-й эскадрильи специального назначения (СпН) и базировались на авиабазе Убон, Таиланд. В рамках операции «Commando Hunt» самолеты АС-130А совершали ночные налеты на так называемую Тропу Хо Ши Мина. В период 1969—1972 годов были потеряны шесть АС-130, все они были сбиты огнем с земли.

LOCKHEED АС-130 - БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В следующем десятилетии самолеты привлекались к операциям «Urgent Fury» в Гренаде (1983 год) и «Just Cause» в Панаме (1989 год). В Гренаде самолеты АС-1 ЗОН из состава 16-й эскадрильи СпН успешно подавили ПВО противника, дав возможность С-140 и С-141 выбросить десантников на аэродром Пойнт Салинас. Шесть лет спустя, в Панаме ганшипы успешно атаковали ряд укрепленных пунктов обороны противника и важных объектов его инфраструктуры, включая штаб Вооруженных сил.

Седьмой АС-130 был потерян в 1991 году во время операции «Буря в пустыне»: ночью с 30 на 31 января ганшипы атаковали колонны иракской бронетехники и позиции противника, но утром, видя тяжелое положение, в которое попали морские пехотинцы, командир АС-130 решил остаться и поддержать их огнем — в результате с рассветом он был сбит огнем ПЗРК. Все 14 человек экипажа погибли. В последнее десятилетие прошлого века ганшипы 16-й эскадрильи СпН и 1-го авиакрыла СпН регулярно привлекались к операциям в Сомали, на Гаити, в Либерии и Боснии, а также во время операции «Allied Force» в Косово в 1999 году.

Новая страница истории АС-130 началась в октябре 2001 года, с началом операции «Enduring Freedom». Самолеты активно применялись в Афганистане и затем в Ираке (операция «Iraqi Freedom»), преимущественно в тесном взаимодействии с группами армейского спецназа. Ганшипы продолжают воевать в Афганистане и сегодня, оставаясь незаменимым средством Командования специальных операций ВВС США. Высокий боевой потенциал AC-130U был продемонстрирован в январе 2007 года, когда Spooky II успешно атаковал связанных с «Аль-Каидой» исламистских боевиков в Сомали.

Самолет 55-0011 передан 322-й воздушной дивизии в ноябре 1957 года и до 1969 года использовался в качестве транспортного. Затем его переоборудовали в ганшип АС-1ЗОА, который являлся прототипом по программам модернизации «Surprise Package» и «Pave Pronto». В середине 1970-х годов, после возвращения из Вьетнама, самолет был передан 711-й эскадрилье СпН и получил имя «Night Stalker». Ранние Hercules оснащались трехлопастными воздушными винтами марки Aeroproducts, но затем их заменили на четырехлопастные марки Hamilton-Standard. На АС-1 ЗОА оставались трехлопастные винты.

Самооборона

На внутренних подкрыльевых пилонах самолет может нести подвесные контейнеры РЭБ AN/ALQ-87 (генераторы активных радиопомех), а на внешних — 16-зарядные автоматы SUU-42A/A: с правого борта подвешивался контейнер с ИК-ловушками, а с левого— постановки дипольных отражателей. После первых потерь во Вьетнаме от ПЗРК ганшипы оборудовали экранно-выхлопными устройствами, что, правда, существенно увеличило массу машины и не используется в мирное время.

Стабилизированная прицельная система

В проеме люка в передней части фюзеляжа видна стабилизированная прицельная система AN/ASQ-24A, включающая ТВ-камеру низкой освещенности LLLTV, систему подсветки цели AN/ASQ-145 и лазерный даль-номер-целеуказатель AN/AVQ-19.

Первые АС-130 оснащались РЛС AN/APS-42, но вскоре ее заменили на AN/APS-59, а к концу 1960-х годов ганшипы получили РЛС APS-59B, способную сопровождать мобильные цели.

В обтекателе под левой частью остекления кабины находилась система AN/ASD-5 Black Crow, установленная в рамках программы «Pave Pronto» и позволявшая обнаруживать работу не-экранированной аккумуляторной системы зажигания с расстояния в несколько километров. Впервые была опробована ночью над Тропой Хо Ши Мина, где машины были скрыты густой растительностью. В передней части фюзеляжа АС-1 ЗОА располагались две 20-мм пушки General Electric М61 Vulcan, а в средней части фюзеляжа, на уровне передней кромки крыла находились два 7,62-мм пулемета General Electric MXU-470 Minigun. В задней части фюзеляжа были установ