Меню:

Тренировки дельтапланериста

Спортивные тренировки включают как упражнения на тренажере так и на собранном дельтаплане Каждое действие пилота контролируется инструктором.

Тренажер представляет собой рулевую трапецию, шарнирно закрепленную, подвешенную на специальном каркасе или в любом удобном месте. Им может служить и собранный каркас дельтаплана

Рассмотрим упражнения, выполняемые на тренажере. Отработка действий пилота по перемещению своего тела относительно рулевой трапеции. Пилот, заняв полетное положение перемещает центр тяжести тела относительно рулевой трапеции вперед—назад, вправо—влево При этом положение рук должно обеспечивать максимальное перемещение вправо—влево без «перебирания» руками по рулевой трапеции

- Отработка действий на повороте. Перед выполнением «поворота» пилот предварительно немного берет ручку на себя для увеличения скорости перемещает тело в сторону предполагаемого поворота, выдерживает данное положение и возвращает тело в среднее положение (рис. 3). Для выхода из «поворота» пилот перемещает тело в противоположную сторону устраняет крен и выравнивает аппарат, а затем занимает среднее положение

- Отработка действий на посадке. Надо занять полетное положение и по команде инструктора, называющего условную высоту до поверхности земли (например: 10 метров, 7, 5, 3, 1) и направление ветра, последовательно выполнить планирование, выравнивание выдерживание посадку с отдачей ручки

В ходе упражнений инструктор может вводить «возмущения» на рулевую трапецию тренажера с целью выработки у пилота навыков их парирования. Для более опытных рекомендуется следующее упражнение: отработка действий на повороте с отдачей ручки Перед выполнением «поворота» пилот предварительно берет ручку на себя для увеличения скорости, перемещает тело в сторону предполагаемого поворота и одновременно кратковременно отдает ручку от себя, выдерживает данное положение и возвращает тело в среднее положение Для выхода из поворота пилот перемещает тело в противоположную сторону, устраняя гем самым крен и выравнивая аппарат, а затем занимает среднее положение.

- Отработка действий при попадании во флаттерное пикирование. Пилот занимает полетное положение Инструктор имитирует вход аппарата в глубокое пикирование, резко уменьшая угол атаки до значений, соответствующих флаттерному пикированию, называет условный запас высоты над поверхностью земли (например 200 метров, 100 50, 10 и т д) Следует энергичным движением ручки от себя попытаться «вывести» аппарат в нормальное положение. При «невыходе» из пикирования с первого раза берет ручку на себя и опять энергично на максимальную амплитуду «отдает ее». И так несколько раз.

При отсутствии запаса высоты (менее 50 метров) над поверхностью земли пилот должен из полетного положения быстро переити в положение «стоя на ручке». Для этого необходимо перенести руки на верхние части стоек трапеции, подтянуться и поставить ноги на ее ручку, продолжая энергично пытаться вывести аппарат из «создавшегося положе ния». Перед «встречей с землей» (условная высота подается инструктором) закрепиться руками сзади центрального узла, сгруппироваться и напрячь согнутые в коленях ноги. ф Отработка действий при сваливании в штопор. Занять полетное положение. Инструктор имитирует на тренажере сваливание в штопор, увеличивает угол атаки (потеря скорости) и создает крен (сваливание на крыло), одновременно еще больше увеличивая угол атаки Надо вовремя среагировать на «срыв» аппарата, плавно беря ручку на себя для увеличения скорости и энергично устраняя крен перемещением тела в противоположную сторону

- Отработка действии при обрыве или неподцелке к аппарату подвесной системы. Под наблюдением инструктора, не подцепляясь к тренажеру или к аппарату, забраться на рулевую трапецию одним из способов. Отработка действии при потере ориентации (например, в тумане, облаках) Пилот занимает полетное положение Инструктор имитирует на тренажере изменения крена и тангажа. Зафиксировать свое тело в среднем положении, стараться не изменять его и не реагировать на изменение углов крена и тангажа. Для лучшей фиксации тела можно положить ноги на нижние задние растяжки тренажера или аппарата. Чтобы усложнить задание, пилоту завязывают глаза.

Затем следует тренировка по сборке и разборке дельтаплана, далее предполетный осмотр аппарата и подвесной системы. Осмотр с носового узла по часовой стрелке, сверху до низа. Внимательно проверяется целостность купола, тросов, труб, заделка лат и тросов, крепежные детали и узлы. В ходе осмотра пилот объясняет назначение контроля каждого узла В подвесной системе обращается внимание на то, чтобы не перепутались ремни, на безотказность действия карабина подцепки и т. д Затем подвесная система подцепляется к аппарату.

- Отработка действии по управлению аппаратом на старте.

Не подцепляясь к дельтаплану, занять стартовое положение на ровном месте, против ветра силои не более 3—6 м/с и движением корпуса и рук управлять углом атаки и креном аппарата. Для этого разместить плечи под стойками рулевой трапеции в верхней ее части, а руки на стойках. Поднимая аппарат, необходимо удержать его на нулевом или очень ма» лом положительном угле атаки и выправлять крены Вращение плоскости крыла должно происходить вокруг точек его опоры на плечи. Для увеличения угла атаки подать ручку управления вперед, для уменьшения — назад (рис 9)

Инструктор страхует тренирующегося за передние растяжки аппарата и контролирует его действия, не допуская опускания носа дельтаплана ниже уровня, при котором набегающий поток накроет купол сверху

- Отработка действий по управлению аппаратом при разбеге.

Пилот, не подцепляясь к аппарату, занимает стартовое положение на ровном месте, против ветра силой не более 6 м/с. Управляя углом атаки и креном аппарата, начинает движение. Сначала шагом, а затем, по мере приобретения навыков, бегом делает несколько энергичных шагов, не допуская подлета аппарата, и останавливается За минимальное время надо достигнуть максимальной скорости разбега при угле атаки, обеспечивающем минимальное сопротивление. Инструктор страхует тренирующегося сзади за килевую балку

- Отработка действий по переноске собранного дельтаплана. Не подцепляясь к аппарату, пилот поднимает его и, стараясь не допускать кренов, переносит сначала по ровному месту, а затем, по мере приобретения навыков, вверх по склону при ветре не более 4—7 м/с Если дельтаплан начнет переворачивать ветром, то не нужно его удерживать с очень большим усилием Это может привести к поломке консолей, трапеции или обрыву тросов Лучше дать ему возможность свободно перевернуться и подстраховать от удара о стоящие сзади препятствия. В этом случае дельтаплан примет нагрузку только от собственного веса Переносить аппарат нужно так, чтобы наветренный конец килевой балки был опущен вниз. При этом его располагают «носом вниз» или «носом вверх». Аппарат необходимо всегда ориентировать против ветра

На склоне, если ветер более 6—7 м/с, при переноске тренирующийся берет дельтаплан, установленный против ветра, за носовые растяжки и «дает» ему такой угол атаки, чтобы он «принял» свой вес Другой спортсмен берет поперечину в районе бокового узла и устраняет крены. Если нет ветра, то один берет за ручку рулевую трапецию, а другой поднимает и придерживает нос аппарата.