Меню:

Самолет А-3 Skywarrior

После службы в небе Вьетнама Skywarrior в дальнейшем применялся для решения вспомогательных задач и проведения различных испытаний. В последней роли он и сегодня продолжает использоваться различными гражданскими фирмами. рассматриваться в качестве носителя ядерного оружия, зато его стали использовать для ведения РЭБ (ЕА-ЗА, ЕА-ЗВ), разведки (RA-3B, ERA-3B), подготовки операторов РЛС (ТА-ЗВ), а также в качестве штабных, для перевозки руководства (VA-3B) и заправщиков (КА-ЗВ, ЕКА-ЗВ). После удачного применения нескольких Skywarrior, оснащенных съемным заправочным оборудованием, не менее 85 А-ЗВ были переделаны в танкеры в Аламеде, Калифорния, в 1968 году. С них сняли все бомбардировочное оборудование, установив в фюзеляже дополнительный топливный бак и заправочное оборудование.

КА-ЗВ и ЕКА-ЗВ могли нести более 18 500 л топлива, барражируя рядом с авианосцем, чтобы в случае необходимости прийти на помощь поврежденному в бою самолету, теряющему топливо, и помочь ему вернуться на базу. Экипаж КА-ЗВ и ЕКА-ЗВ состоял из трех человек. Двенадцать A3D-2T/TA-3B использовались для обучения, начиная с 29 августа 1959 года. Они применялись для тактической и навигационной подготовки авиаторов, а их экипаж состоял из пилота, инструктора и шести курсантов. Характерной чертой этих самолетов были дополнительные окна в фюзеляже — три по правому и четыре по левому борту. Позднее часть этих машин переделали для перевозки высокопоставленных офицеров.

На борту 24 самолетов слежения за РЛС A3D-2Q/EA-3B размещались три члена летного экипажа и четыре оператора разведывательной аппаратуры. В годы холодной войны эти машины патрулировали границы, ведя разведку и наблюдение. Позднее на смену ЕА-ЗВ в ВМС пришли самолеты Grumman ЕА-6А Intruder и ЕА-6В Prowler. Среди специальных вариантов Skywarrior были и 30 фоторазведчиков A3D-2P/RA-3B. Некоторые из них позднее получили обору- ВОЕННЫЕ САМОЛЕТЫ Вверху: десять RA-3B были переделаны в вариант ERA-3B и применялись для ведения радиотехнической разведки и постановки помех средствам радиосвязи. Распределенные между эскадрильями РЭБ ВМС, VAQ-33 и VAQ-34, эти самолеты несли службу до 1991 года. А-3 Skywarrior

Служба в ВМС Skywarrior

После реорганизации эскадрильи VAK-208 «Jockeys» Резерва ВМС США, проведенной в 1970 году, принадлежащие ей КА-ЗВ использовались для дозаправки и лидирования самолетов ВМС и КМП, перегоняемых в Юго-Восточную Азию. Обе модификации, A3D-1 и A3D-2, имели складные консоли крыла и киль. Но, несмотря на все попытки ВМС уменьшить массу и габариты Sky-warrior, он оставался самым крупным самолетом, регулярно действовавшим с палуб авианосцев. К примеру, в 1959 году один Sky-warrior стартовал с авианосца «Индепенденс» (CVA-62) при взлетной массе 38102 кг. Конечно, это было гораздо больше допускавшихся инструкциями 31751 кг, но и при меньших значениях А-3 значительно превосходил по взлетной массе другие палубные машины. Кроме того, A3D было очень сложно, если вообще возможно, покинуть корабль в случае аварийной ситуации, а на режимах захода и посадки на палубу управляемость самолета оставляла желать лучшего.

В 1955 году палубные Skywarrior сменили свой синий камуфляж на бело-серый, выбранный ВМС. Самолет перестал Douglas TA-4J из эскадрильи VC-1 в одном строю с ERA-3B (№ 144827) из VAQ-33 во время учений в 1978 году. Обратите внимание на два вет-роэлектрогенератора на борту Skywarrior и контейнеры AN/ALQ-76 под его крылом. Дополнительная аппаратура РЭБ была установлена в бомбоотсеке самолета.