Меню:

Вертолет SIKORSKY Н-3 SEA KING

На смену противолодочным вертолетам HSS-2 (SH-3A) постепенно пришли SH-3D, представленные на снимке. Всего для ВМС США построили 72SH-3D Sea King, отличавшиеся форсированными двигателями, новой гидроакустической станцией и увеличенным запасом топлива. Одна из самых удачных разработок фирмы «Sikorsky» — вертолет Sea King — доказала свою универсальность, неся службу в ВМС, ВВС, КМП и Береговой охране США. Во Вьетнаме вертолеты ВВС, получившие прозвище «Jolly Green Giant», впервые использовались для поиска и спасения в боевых условиях. Прототип противолодочного вертолета Sea King, получивший обозначение XHSS-2, совершил первый полет в марте 1959 года. Предсерийные вертолеты YHSS-2 и серийные HSS-2 мало отличались от прототипа. Первую серию летных испытаний девять YHSS-2 (с 1962 года YSH-3A) прошли на авиабазе ВМС Патуксент Ривер в 1961 году.

Во время недельного похода вдоль Атлантического побережья США в начале 1961 года пара YHSS-2 прошла испытания на борту авианосца «Лейк Чемплейн». Обладавший ограниченными возможностями приводнения, Sea King стал первым всепогодным вертолетом, поступившим на вооружение ВМС США.

Служба во флоте

Первые серийные HSS-2 поступили в учебную эскадрилью HS-1 в Ки-Уэсте в 1961 году. Эскадрилья HS-2, также получившая эти машины, отработала заправку Sea King в полете, за что получила благодарность от руководства ВМС. Первые SH-3A (так стал называться HSS-2 с 1962 года), поставляемые в эскадрильи, были полностью окрашены в цвет «Midnight Blue», за исключением носовой части и киля, покрытых флуоресцентной краской «Dayglo». Позднее на смену этой окраске пришли различные типы камуфляжа, особенно широко использовавшиеся во время службы во Вьетнаме. SH-3A нес четыре торпеды Мк 46 или Мк 48, или одну ядерную глубинную бомбу, в том числе 544-кг спецбоеприпас «Lulu». SH-3A стал самым многочисленным среди всех серийных вариантов Н-3 — построили 245 вертолетов.

Один SH-3A использовался НАСА для отработки техники полетов по приборам, а позднее, оснащенный РЛС в носовой части, проходил испытания в Береговой охране. В числе других вариантов Sea King, использовавшихся ВМС, — вооруженные пулеметами поисково-спасательные вертолеты НН-ЗА, развернутые в эскадрилье НС-7 на Филиппинах в 1970 году; один экспериментальный скоростной вертолет NH-3A с установленными в фюзеляже ТРД, который в мае 1965 года установил рекорд скорости 390 км/ч; вертолет NSH-3A для испытаний системы MARS (Mid-Air Recovery System), обеспечивающей подхват в возду- Вертолет НН-ЗЕ был создан по требованию ВВС США для проведения по-исково-спасательных операций в боевой обстановке во Вьетнаме. На снимке представлен вертолет, принадлежавший командованию ВВС США на Аляске. Вверху: посадка S-6J/Н-3 на воду была непростой задачей. Это можно было сделать только при спокойном море, так как вертолет имел тенденцию к опрокидыванию. Справа: обозначение VH-3E используется для нескольких СН-ЗЕ ВВС США, переделанных для перевозки VIP-персон. Машина на снимке служила в 1-й авиационной эскадрилье на базе Эдварде.

Флот противолодочных Sea King ВМС в 1966 году пополнился 72 доработанными SH-3D, а с 1972 года началась их модернизация в противолодочный/поиско-во-спасательный вариант SH-3H. Замена SH-3H на SH-60F началась в 1989 году, но старые машины еще служили во время войны в Персидском заливе. SH-3G был многоцелевым 15-местным вертолетом, сохранившим возможности противолодочного. Транспортные вертолеты UH-3H, переделываемые из «отставных» SH-3H, должны были восполнить нехватку машин такого типа из-за нехватки новых SH-60.

В составе ВВС

ВВС впервые познакомились с Н-3 в 1962 году, приобретя три SH-3A у ВМС. Эти вертолеты, получившие обозначение СН-ЗА, использовались для снабжения морских радиолокационных платформ Texas Tower. После 1962 года эти три машины, теперь называвшиеся СН-ЗВ, вместе с вертолетами новой постройки продолжали выполнять те же задачи. СН-ЗВ, пришедшие на замену поршневым вертолетам, входили в состав 551-го звена, отвечавшего за снабжение платформ. СН-ЗВ «Otis Falcon» совершил перелет в Париж через Лабрадор, Гренландию, Исландию и Шотландию, установив рекорд трансатлантического перелета для вертолетов.

Вертолет СН-ЗС стал первым вариантом Н-3, специально разработанным для ВВС и получившим хвостовую погрузочную рампу. Первые СН-ЗС были переданы ВВС в декабре 1963 года. Первоначально они использовались для подъема беспилотных аппаратов, геодезической съемки и снабжения позиций межконтинентальных ракет Minuteman. Позднее подразделение с авиабазы Патрик во Флориде использовало их для наблюдения за запусками косми-

ческих кораблей Gemini и спутников. СН-ЗС участвовал в первых опытах по дозаправке вертолетов в воздухе от танкеров KC-130F, а затем стал базой для создания боевого поисково-спасательного вертолета НН-ЗЕ «Jolly Green Giant». Во время войны во Вьетнаме СН-ЗС ВВС США перевозили до 181440 кг грузов в месяц. Несколько окрашенных в черный цвет машин «Pony Express» обеспечивали действия спецподразделений США. Другие вертолеты занимались подхватом беспилотных разведывательных аппаратов с помощью системы MARS. Таким образом в 1964—1975 годах были спасены 2655 беспилотников.

Обозначение МН-ЗЕ, появившееся в 1990 году, присваивалось вертолетам НН-ЗЕ, предназначенным для спецопераций. Оснащенные ИК-системой переднего обзора FUR и системой спутниковой навигации, эти машины принимали участие в операции «Буря в пустыне» и несли песчанокоричневый камуфляж. Позднее на смену им пришли вертолеты MH-60G.

Предназначенный для Береговой охраны США поисково-спаса-тельный вертолет HH-3F Pelican, оснащенный поисковой РЛС, совершил первый полет в 1967 году и оставался в строю более 30 лет. В общей сложности Береговая охрана получила 40 таких машин, оснащенных навигационной системой LORAN (Long-Range Aid to Navigation), а в некоторых случаях — FLIR. HH-3F с поисковыми прожекторами Nitesun использовались в операциях по борьбе с торговцами наркотиками.

Бело-зеленые VIP-вертолеты VH-3D из эскадрильи НМХ-1 КМП США, в 1976 году сменившие VH-3A, используются американским президентом. Последние Н-3 на американской военной службе будут оставаться как минимум до 2014 года. ШЧ 4D Слева: ВМС, ВВС и Армия США использовали Н-3 для спасения беспилотных летательных аппаратов. Предлагалось также использовать сам Н-3 в качестве беспилотной мишени (под названием QCH-3E) для подготовки стрелков АН-64, но от этой идеи отказались из-за нехватки средств. Внизу: три SH-3A, ранее принадлежавшие ВМС, были переданы ВВС в апреле 1962 года. Эти вертолеты, попавшие в 551-ю эскадрилью, использовались для снабжения морских радиолокационных платформ в Атлантике.

Вертолет для поиска и спасения в боевых условиях (CSAR) НН-ЗЕ, разработанный в соответствии с требованиями ВВС США для использования во Вьетнаме, после боевых испытаний был принят на вооружение в 38-ю поисково-спасательную эскадрилью. Созданный на базе СН-ЗС, он получил ряд доработок, направленных на повышение живучести и дальности полета. На машину установили около 454 кг титановых броне-плит, а в проеме дверей было предусмотрено место для установки пулеметов. Помимо баков увеличенной емкости, вертолет оснастили заправочной штангой. Первый НН-ЗЕ был передан 38-й эскадрилье во Вьетнаме 5 ноября 1965 года.

Во время службы во Вьетнаме НН-ЗЕ получил прозвище «Jolly Green Giant» и спас множество экипажей сбитых самолетов. В одном случае огнем противника был перебит трос лебедки, на котором находился техник-сержант Дональд Смит, пытавшийся поднять пилота сбитого F-100. Смит, дававший указания другому вертолету, спасшему его вместе с «подопечным», был награжден Крестом ВВС. Награды удостоился и подполковник Роял А. Браун, спасший 16 человек, — всего на его счету были 32 спасенные жизни. НН-ЗЕ служили в Резерве ВВС и Национальной гвардии до 1994 года, когда их полностью заменили вертолеты Sikorsky НН-60. Последним активным подразделением НН-ЗЕ было спасательное подразделение 1 -го истребительного крыла на авиабазе Патрик во Флориде.