Меню:

Работа молодого инструктора аэроклуба

После этого инструкторы распределяются по подразделениям и приступают к полетам. Вначале из передней кабины, затем из задней инструкторской. Составленные программы летно-методической подготовки определяют объем и порядок обучения летчиков с инструкторского сиденья применительно к соответствующим упражнениям курса учебно-летной подготовки, по которому молодые инструкторы будут обучать курсантов

Чтобы получить право обучения, инструкторы должны выполнить всю эту программу и налетать определенное количество часов из кабины инструктора примерно к началу марта, к началу сезона курсантских полетов. К сожалению, не всем это удается, и в некоторых аэроклубах вместо инструкторов курсантов начинают «возить» их командиры звеньев. К своим непосредственным обязанностям инструкторы приступают значительно позже, тогда, когда курсанты начинают летать самостоятельно.

Почему же так получается? Причин много, и прежде всего субъективные — нерасторопность, неорганизованность руководящего состава некоторых аэроклубов. Не редкость — и недоверие, и опасения- как бы чего не вышло. А время идет. Глядишь, и молодой инструктор с опозданием прошел теоретические сборы, с опозданием приступил к полетам. Тут же возникают причины и объективные. Как правило, весной плохая погода, а нужна хорошая, нужны простые метеоусловия. Кроме того, в это же время, весной, летают основные инструкторы, восстанавливают утраченные во время отпуска навыки. Им и внимание Им — в первую очередь, молодым — во вторую...

Когда молодой инструктор, пройдя теоретические сборы, пришел в подразделение, очень полезно прикрепить его в качестве стажера к опытному наставнику курсантов Во многих аэроклубах так и поступают. И это себя оправдывает. Наставник передает молодому инструктору свои методические знания, становится для него примером в работе, полетах, жизни.

Получив первоначальный допуск к обучению курсантов, инструктор продолжает учиться, перенимать опыт Учит его командир звена Он его главный наставник, главный учитель.

Приступая к работе с молодым инструктором, командир звена обязан его изучить. Ему надо хорошо знать черты характера подчиненного, уровень знаний, сильные и слабые стороны, умение логически мыслить, желание и способности к творческим поискам в обучении. С учетом индивидуальных особенностей подчиненного командир и строит его подготовку

Бывший командир звена, а сейчас помощник начальника Костромского аэроклуба Вячеслав Федорович Шевелев придает большое значение обучению молодежи. Богат арсенал форм и методов, которыми он пользуется, работая с молодыми инструкторами, но все они сводятся к одному командир звена во всем должен быть примером, достойным подражания, а для этого надо быть требовательным прежде всего к себе Все, чему он учит, должно строго регламентироваться требованиями летных законов, носить научный, теоретически обоснованный характер

Как показывает опыт, молодые инструкторы сравнительно быстро и легко осваивают технику пилотирования самолета из второй кабины. Трудно дается им методика проведения занятий. Поэтому большую часть внимания В Ф. Шевелев уделяет именно вооружению инструкторов передовой методикой разбора полетов, проведению предварительной и наземной подготовки

К сожалению, не все так понимают, так делают И вот пример Старательный, теоретически грамотный молодой летчик-инструктор Владимир Власенков обучает курсантов добросовестно, с большим желанием. Но однажды, присутствуя на разборе полетов в его летной группе, начальник аэроклуба Г. В. Вирясов отметил, что ни один из разобранных им вопросов не нашел теоретического обоснования Курсанты сидели, слушали, а классная доска, находившаяся перед глазами, оставалась абсолютно чистой. На вопрос, почему он построил занятие на хронологическом перечислении нарушений, допущенных во время полетов, Власенков ответил:

— Так делали на разборе в эскадрилье

К сожалению, это факт Некоторые командиры эскадрилий забывают, что разбор полетов — это большая методическая школа инструктора Разбор должен отвечать всем педагогическим принципам. Исключать из разбора научность, творчество мысли недопустимо Научность — одно из основных требований в обеспечении безопасности полетов, особенно при разборе ошибок в пилотировании или эксплуатации авиатехники.

Конечно, для такого разбора необходима соответствующая подготовка. Нужны время, знания. Свести разбор к простому перечислению недостатков, замеченных за летную смену, куда проще. И некоторые командиры звеньев так и поступают, забывая о том, что такой метод порочен, что они неправильно учат своих подчиненных и особенно молодых летчиков-инструкторов. Серые, однообразные, без новизны, похожие одно на другое занятия задерживают методический рост молодых наставников, а от этого страдает весь процесс летного обучения.

Пятый год работает инструктором Михаил Петрович Башлаков. Трудно давалась ему в первый год работа воспитателя не было опыта, не хватало знаний. Учить его пришлось настойчиво Основное требование, которое командир звена Валентин Михайлович Плотников предъявлял к нему, — не приходить к курсантам неподготовленным. Не только на плановые занятия, но даже и на простой разговор в часы досуга. И правильно делал Любая встреча учителя с учеником, а особенно на занятиях, должна нести поток новой информации, пронизанной научностью, умелым подбором примеров и фактов. Иногда Башлаков возмущался: — Что нового можно сказать на предварительной подготовке, если по одному и тому же виду полетов летали несколько дней? Все уже сказано, все курсантам известно.

— Именно в этих условиях и нужно сказать что-то новое, — убеждал его Плотников. — Не сделай этого, и предварительная подготовка будет серой и скучной и из потребности превратится в обузу. Курсанты с нетерпением будут ждать его окончания, а от этого только вред Причем непоправимый.

Сейчас у М. Башлаковэ другой командир, а Плотников нет-нет да и заглянет к нему на предварительную подготовку И обоим приятно требовательность, напряженный труд командира звена не пропали даром. Башлаков стал прекрасным методистом. Он живо, интересно проводит занятия, умело, логично подкрепляет свои мысли поучительными примерами. Среди товарищей и руководства аэроклуба Башлаков пользуется большим авторитетом Его избрали секретарем партийной организации подразделения, он депутат городского совета .

Большое значение в деле становления молодого инструктора имеет правильно выбранная командиром звена форма показательных занятий Те разборы полетов, которые он проводит со всем личным составом, и есть один из первых уроков для молодых летчиков Здесь-то и надо полностью применить свою методическую зрелость, весь богатый опыт, теоретические знания. Проводить подобные разборы после каж дого летного дня может быть и не следует, надо сообразовываться с обстановкой. В Шевелев, например, так и делал. Он видел, когда надо разобрать вопросы со всем звеном, а когда — в какой-то отдельной группе

Для учебы молодых инструкторов, передачи им опыта командирам звеньев надо периодически( особенно перед новым видом подготовки) лично проводить показательные занятия по подготовке к полетам в их летных группах.

Особо большое значение имеют показательные занятия в масштабе аэроклуба или нескольких звеньев под ру ководством начальника аэроклуба или командира подразделения. Эти занятия — своеобразные спектакли, к которым надо подходить творчески, особенно в выборе кандидатов на роль инструктора. Эти занятия проводятся в целях повышения методической подготовки не только молодых инструкторов, но и всего летно-инструкторского состава. На показательные занятия выносятся вопросы организации и проведения наземной, предварительной, предполетной подготовки, разбора полетов, организации и методики проведения тренажей и т. д

В дни теоретической учебы командир звена должен уметь найти свободное время, чтобы отдельно поработать с молодыми инструкторами Если он хочет разобрать с ними вопросы педагогики или психологии, то это лучше всего сделать в виде беседы. Это заставляет летчиков мыслить, помогает им отыски вать новые методы и формы изложения материала.

Командиры, которые недооценивают эту форму работы, не помогают своим инструкторам стать настоящими педагогами, и из них вырастают инструкторы-ремесленники, инструкторы, умеющие только «держаться за ручку». Обычно они неплохо обучают курсантов летному делу, но, кроме техники пилотирования, ничем другим вооружить их не могут. Когда же командир звена постоянно находится в творческом поиске, постоянно применяет новые формы и методы обучения и воспитания, молодь е летчики-инструкторы быстро становятся опытными методистами, умелыми наставниками

Для становления молодого летчика, для ускорения роста его летного, а следовательно и методического мастерства, очень важно всячески поддерживать его стремление овладеть самолетным спортом, комплексом фигур первого разряда и программой мастеров спорта СССР. Сложныйи высший пилотаж, входящий в эти программы, вырабатывает у летчика смелость и совершенство владения самолетом, предъявляет еще более высокие требования в отношении профессиональных знаний, психологической и физической закалки.

Рост спортивного мастерства летчиков-инструкторов зависит от командиров подразделений Отрадно видеть, что многие молодые инструкторы Волгоградского, Карагандинского, Ворошилов-градского аэроклубов успешно участвуют в зональных, республиканских и всесоюзных соревнованиях по самолетному спорту и демонстрируют хорошие результаты И как обидно бывает, когда отдельные молодые инструкторы в течение ряда лет не могут повысить свое спортивное мастерство.

Как уже отмечалось выше, очень важную роль играет самообразование молодого инструктора, самостоятельное изучение Инструкции летчику, Курса учебно-летной подготовки и Наставления по производству полетов. В этих документах даны точные и ясные ответы на все вопросы, г которыми летчик сталкивается на практике. Изучение этих документов — не кампания и не ответная реакция на случаи происшедших нарушении безопасности полетов в своем или других аэроклубах. К сожалению, на практике бывает и так. Где-то что-то произошло, и все бросаются за повторение летных документов, иногда организуется прием зачетов. В отдельных случаях это оправдано. Однако в принципе основополагающие документы надо изучать и знать постоянно, в процессе всего летного обучения, ибо нельзя требовать знаний от подчиненных, если в собственном багаже есть пробелы. Известный летчик-испытатель М. Л. Галлай так говорил: «Зачастую знания настолько вооружают человека, что он, не испытывая никаких тревог, уверенно делает свое дело, в то время, как наблюдающие со стороны зрители удив-тяются его смелости».

И последнее. На основе личного опыта хочу дать совет молодым инструкторам. Помните, каждый полет для курсанта — серьезное испытание, его душа перед этим своеобразным экзаменом особенно ранима Грубость, нетактичность, повышенный тон со стороны инструктора здесь абсолютно недопустимы. Будьте по отношению к курсантам не только требовательными, но и чуткими и корректными учителями.