Меню:

Самолет SWEARING Merlin Metro

Характерный силуэт самолетов Metro можно заметить в большинстве американских аэропортов — большой флот этих машин постоянно курсирует между крупными транспортными узлами и небольшими аэродромами, доставляя пассажиров. Работа на местных авиалиниях является основной нагрузкой Metro, хотя в последнее время они все чаще используются для перевозки грузов из маленьких аэропортов в крупные транспортные узлы. Как Learjet прочно утвердились на рынке деловых самолетов, так и Metro прочно заняли лидирующие позиции на рынке турбовинтовых машин для местных авиалиний. Некоторые критикуют эти самолеты за то, что в них невозможно встать в полный рост. На это можно возразить: «А что вы хотите? Вы же не встаете в полный рост в автомобилях, даже класса люкс!».

Эдвард Дж. Сверинджен основал свою небольшую компанию в Сан-Антонио, Техас, более 45 лет тому назад. Сначала он строил прототипы для других фирм и устанавливал более мощные двигатели на самолеты Beech Twin Bonanza и Queen Air, но затем решил создать самолет собственной конструкции. Он использо-

Военные покупатели

вал модифицированное крыло Queen Air и шасси Twin Bonanza, к которым добавил пару ТВД, и полностью новые фюзеляж с хвостовым оперением. Получивший имя Merlin ИА, новый самолет поднялся в воздух 13 апреля 1965 года. Потребовалось несколько доработок, и вскоре после получения сертификата в августе 1966 года стартовали поставки серийных машин, положившие начало семейству Merlin/Metro. Merlin IIA имел традиционную цельнометаллическую клепаную конструкцию. В качестве силовои установки использовались два ТВД Pratt & Whitney Canada РТ6А-20 по 550 л. с. (410 кВт), получавшие топливо из интегральных топливных баков в крыле. Для противообледенительной системы использовался отбор горячих выхлопных газов. Убирающееся трехстоечное шасси имело по одному колесу на каждой опоре и приводилось с помощью электродвигателя так же, как и закрылки. Гидравлика использовалась лишь в тормозах колес. Кабина была герметичной и имела фреоновую систему кондиционирования. Разработанные в начале 1960-х годов, легкие транспортные самолеты семейства Merlin/Metro серийно выпускались до 1998 года, а последние из них были поставлены заказчикам в 2001 году. Благодаря удачной конструкции, эти машины и сегодня продолжают пользоваться популярностью у гражданских и военных покупателей.

В 1975 году южноафриканские ВВС получили семь Merlin IVA (внизу) для использования в качестве связных. Эти самолеты несли службу до середины1980-х годов, после чего их продали гражданским операторам. В 1988 году ВВС США выбрали Metro III (внизу справа) для замены самолетов С-131 в Национальной гвардии. Было поставлено свыше 50 машин, получивших обозначение С-26 и оборудованных быстросъемным интерьером для перевозки пассажиров, раненых или грузов. ВВС Бельгии получили первый из шести своих Merlin I1IA (справа) в 1976 году; пять из них использовались до 1990-х годов в качестве самолетов связи. Среди других военных операторов были Швеция, Аргентина, Таиланд и Армия США. Северная Америка была самым прибыльным рынком для продажи 19—20-местных Metro III. Самолет на снимке был приобретен канадской компанией «Bearskin Airlines» в марте 1992 года. Слева: на протяжении 1980-х и начала 1 990-х годов компания «Scenic Airlines» из Лас-Вегаса, Невада, использовала и Merlin, и Metro. Самолеты в основном совершали экскурсионные полеты над Большим каньоном.

Swearingen Merlin/Metro

В типовой конфигурации самолет имел экипаж из двух человек и мог перевозить шесть пассажиров. Кабина пилотов была отделена от пассажирской переборкой со сдвижной дверью. Простота посадки и высадки обеспечивалась дверью со встроенным трапом по левому борту фюзеляжа.

В 1968 году, после выпуска 36 самолетов, двигатели заменили на Garrett ТРЕЗЗ1 -1 -151G мощностью 665 э.л.с. (496 кВт). Воздухозаборники ТВД размещались над обтекателями трехлопастных винтов Hartzell, которые имели систему флюгирования и реверса, а также систему синхронизации, позволявшую снизить шум и вибрации. Хотя были проекты по дальнейшему использованию ТВД РТ6А, на всех последующих серийных вариантах Merlin/Metro устанавливались различные модификации двигателей Garrett ТРЕЗЗ 1.

Выпуск Merlin I1B продолжался до 1972 года, но еще в 1968 году начались работы над полностью новой машиной, получившей обозначение Merlin III. Она имела удлиненный фюзеляж и новое крыло увеличенного размаха с другим профилем. Стойки шасси получили по два колеса уменьшенного диаметра. Крыло оснастили двухщелевыми закрылками, которые, как и стойки шасси, получили теперь гидравлический привод. Благодаря использованию ТВД TPE331-303G по 840 э. л. с. (626 кВт), улучшились летные характеристики машины. Merlin III был сертифицирован в июле 1970 года и в дальнейшем выпускался в вариантах IILA, IIIB и IIIC, имевших незначительные отличия. Самым заметным из них стало использование ТВД ТРЕЗЗ 1-10U-501G или -503G мощностью по 900 э.л.с. (671 кВт), вращавших четырехлопастные винты, что обеспечило крейсерскую скорость 571 км/ч.

Параллельно с Merlin III конструкторы «Swearingen» разработали самолет SA-226TC Metro. Во многих аспектах самолеты имели много общего, но фюзеляж Metro был значительно длиннее, что позволило разместить в нем кресла для 19—20 пассажиров. Казалось, что никто не захочет купить похожий на трубу с крыльями самолет, но все вышло наоборот. Авиакомпании со всего мира желали обзавестись такими недорогими машинами, отличающимися достаточно высокой скоростью и комфортом.

Разработка и маркетинг новой машины осуществлялись совместно с фирмой «Fairchild Hiller», на заводе которой в Хейгерстауне, Мэриленд, также выпускалось крыло и ряд других деталей. Первый полет Metro состоялся 26 августа 1969 года и, как и другие разработки «Swearingen», самолет с самого начала оказался успешным.

Продажи постоянно росли, фирма переключилась на выпуск модели Metro II, все еще носившей обозначение SA-226TC. Для улучшения психологического комфорта небольшие иллюминаторы заменили большими прямоугольными окнами, как на реактивных лайнерах. В качестве «корпоративного» Metro фирма «Swearingen» предложила самолет Merlin IVA, поставки которого начались в 1970 году. Самолет отличался фюзеляжем с уменьшенным количеством окон (по два на каждом борту), вмещавшим 12—15 пассажиров при наличии багажного отсека и туалета. В 1979 году «Swearingen» вошла в состав концерна «Fairchild Industries», став «Fairchild Aircraft Corporation», но сохранила свою штаб-квартиру в Сан-Антонио.

Желание увеличить массу самолетов семейства Metro/Merlin привело к тому, что в 1981 году были проведены серьезные доработки планера. Новый Metro III получил увеличенное на 3,05 м в размахе крыло, что позволило увеличить полезную нагрузку на 670 кг.

Пока налаживался серийный выпуск Metro III, конструкторы в Сан-Антонио продолжали совершенствовать машину, создав на базе Merlin III вариант SA-227/TT41 Merlin 300. Разработка началась в 1983 году, а спустя два года стартовали поставки первых машин. Основным внешним отличием стала установка на законцовках крыла вертикальных 0,76-м шайб, известных как винглеты.

Корпоративный вариант Metro III, Merlin IVC, среди прочих доработок, был оснащен приборным оборудованием кабины Bendix. Имевший роскошный интерьер с откидывающимися креслами,

Специальные операции

фирма «Fairchild» предлагала ряд самолетов специального назначения на базе Metro III и, позднее, Metro 23. В их число входили морской патрульный самолет с РЛС кругового обзора Litton в обтекателе под фюзеляжем и с продолжительностью полета 10 часов, а также противолодочный самолет, оснащенный гидроакустическими буями и магнитометром. По заказу шведских ВВС Metro III был оснащен РЛС дальнего обнаружения Ericsson PS-890 Erieye (внизу). Самолет прошел летные испытания в 1986 году, но предпочтение было отдано Saab 340. Созданный в 1993 году многоцелевой самолет наблюдения MMSA (Multi-Mission Surveillance Aircraft) (ниже) был способен решать различные разведывательные задачи, но при этом мог быть быстро конвертирован в пассажирский или грузовой вариант. Оборудование самолета может включать подвесной разведывательный контейнер, обзорную РЛС и системы радиоэлектронной разведки. Слева: обычно пассажирская кабина SA-227ATMerlin III, созданного для корпоративных перевозок, была рассчитана на семь человек. Но ее компоновку можно было легко изменить, благодаря встроенным в пол направляющим. Внизу: этот SA-226TC Metro II был переделан из SA-226AT Merlin IV и начал службу в американской компании «Tejas Airlines» в сентябре 1 977 года. диванами и развлекательным центром, Merlin IVC мог перевозить 11—14 пассажиров.

Рассчитанный на 25 пассажиров, Metro 25 — самый тяжелый вариант Metro III — не имел грузового люка, замененного парой окон в хвостовой части фюзеляжа. Места для дополнительных пассажиров разместили на месте багажного отсека, а багаж теперь располагался в большом обтекателе под фюзеляжем. Доработанный Metro III начал летные испытания 25 сентября 1989 года, после чего было принято решение о начале серийного производства. Поставки самолетов заказчикам начались в 1992 году. В общей сложности, до завершения серийного производства в 1998 году, были построены свыше 1000 самолетов семейства Merlin/Metro.

71 Gates tearjet Expediter I был специализированным грузовым вариантом Metro III с усиленным поломи полезной нагрузкой свыше 2270 кг. Первые самолеты были поставлены курьерской службе «DHL Worldwide Courier Express» в апреле 1985 года.