Меню:

Истребители McDonnell Douglas F/A-18E/F Super Hornet

Сегодня австралийские Hornet уже могут применять ракеты MBDA ASRAAM, обладающие лучшими характеристиками по сравнению с ракетами Sidewinder. В ходе испытаний австралийские F/A-18 успешно продемонстрировали возможность пуска данной УР по целям в задней полусфере, что получило на Западе название «парфянский выстрел». Для поддержания высокого боевого потенциала самолеты семейства Hornet постоянно проходят модернизацию оборудования и программного обеспечения. И если в некоторых странах модернизация была минимальна, то в других проводились комплексные программы. После того как в 1992 году на американских F/A-18C/D стали устанавливать новые РЛС APG-73, машины предыдущей модификации «А» в рамках модернизации получили эти же РЛС. Новые машины получили обозначение F/A-18A+ и в основном эксплуатировались КМП США. Недавно «Boeing», используя наработки, полученные в ходе работ по программе Super Hornet, разработала для ранних модификаций Hornet новое программное обеспечение (ПО) системы управления полетом — с лета 2003 года оно стало доступно любому экс-плуатанту Hornet. Фактически это первая серьезная модернизация ПО системы управления Hornet с 1983 года. Пакет нового ПО («версия 10.7») позволяет существенно повысить эффективность системы управления на малых скоростях и критических режимах полета.

Кроме того, с 2006 года специалисты «Boeing» работают над повышением усталостного ресурса планера всех самолетов семейства Hornet. В настоящее время канадские Hornet, CF-188 А и CF-188B, проходят модернизацию авионики и конструктивных элементов по стандарту F/A-18C/D, что позволит продлить срок их службы до 2020 года. В рамках двухэтапной программы будут модернизированы 62 одноместных и 18 двухместных CF-188. Первая фаза,

«Incremental Modernisation Programme», предусматривает установку обеспечивающей защищенную связь радиостанции ARC-210, нового бортового вычислителя AYX-14 XN-8, БРЛС APG-73, систему управления вооружением AYQ-9, позволяющую применять УР класса «воздух-воздух» AIM-120, а также аппаратуру системы госопознавания «свой—чужой» АРХ-111. Вторая фаза, «CF-188 Fighter Avionics Modernisation Programme», предусматривает дальнейшую модернизацию авионики самолетов.

Аналогичную программу модернизации 71 самолета Hornet с 2001 года проводит и Австралия. Программа получила обозначение «Project Air 5376» или «Hornet Upgrade Programme». За долгие годы эксплуатации F/A-18 подтвердил высокии потенциал, заложенный в него разработчиками, и по настоящее время остается одним из лучших представителей своего класса. На снимке—канадский CF-188 выполняет сброс УАБ GBU-12. Испанский EF-18ho американской авиабазе Эйел-сон, штат Аляска. Работы по модернизации испанских Hornet проводились компанией «EADS Military Air Systems» в Гетафе.

Работы по первой фазе проводились в Вильямтауне и предусматривали установку модернизированного радиосвязного и навигационного оборудования, нового бортового вычислителя, усовершенствованной системы «свой—чужой», а также модернизацию системы управления вооружением, благодаря чему самолеты получили возможность применения с внешних подкрыльевых узлов подвески ракет AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM и AIM-9X. Первая фаза программы была завершена в 2002 году, после чего «Boeing» приступила к реализации «фазы 2.1», в рамках которой самолеты получили БРЛС APG-73 и в целом были доведены до стандарта F/A-18C/D.

В то же время «Boeing», являясь главным подрядчиком по программам модернизации австралийских и канадских Hornet, приступила к разработке и испытанию новых цветных дисплеев для пилотской кабины самолетов — вместо использовавшихся до этого монохромных дисплеев. В общей сложности были модернизированы 71 австралийский и 80 канадских F/A-18.

«Фаза 2.1» австралийской программы модернизации Hornet была завершена в августе 2003 года, после чего был дан старт «фазе 2.2», в рамках которой модернизации подверглись конструктивные элементы самолета — были установлены новые системы РЭБ, пакет программного обеспечения 19С(А), многофункциональная система распределения информации (MIDS), комплексная нашлемная система целеуказания (НСЦУ) JHMCS, индикатор с движущейся картой и система РЭБ ALE-47.

В августе 2006 года в Мирабе-ле, провинция Квебек, «Boeing» передала канадским ВВС восьмидесятый CF-188, модернизированный в рамках первого этапа программы. В рамках второго этапа, рассчитанного до 2009 года, была запланирована установка на самолеты многофункциональной системы распределения информации (MIDS) на базе линии связи Link 16, комплексной НСЦУ (JHMCS), а также системы РЭБ ALE-47. К августу 2007 года был выкачен первый модернизированный по второму этапу программы самолет CF-188A, последний модернизированный самолет планируется поставить до мая 2011 года. Работы проводятся на предприятии компании «L-З» в Монреале, провинция Квебек.

К декабрю 2008 года была завершена модернизация БРЭО последнего из самолетов Hornet австралийских ВВС, запланированных к модернизации по «фазе 2.3» программы «Project Air 5376». На следующем этапе («фаза 2.3»), начатом в мае 2009 года, самолеты получили новые системы РЭБ, в том числе бортовой регистратор, модернизированное ПО и станцию предупреждения о радиолокационном облучении ALR-67(V)3. Модернизированные самолеты получили обозначение F/A-18A/B+.

Испания и Финляндия Модернизировали свои Hornet, EF-18, и испанские ВВС. Работы

проводились на предприятии «EADS Military Air Systems» в Гетафе (Испания), которое ранее занималось техобслуживанием испанских EF-18A (обслуживание двигателей и топливных систем, установка аппаратуры для работы с радиомаяками системы ближней навигации (VOR) и радиомаяками систем инструментальной посадки). Контракт на модернизацию парка Hornet был подписан в декабре 2003 года, а до 2007 года все 65 самолетов прошли модернизацию, в рамках которой на них установили новые авионику, радиосвязное и навигационное оборудование, а также многофункциональную систему распределения информации (MIDS).

В апреле 2009 года финское правительство одобрило выделение 200 млн евро на реализацию первого этапа программы модернизации 67 самолетов F/A-18C/D, которую планируется завершить до 2016 года. Стоимость всей программы составляет около 1 млрд евро. Ее второй этап, «Mid-Life Upgrade 2» (MLU 2), предусматривает установку комплексной НСЦУ (JHMCS), многофункциональной системы распределения информации (MIDS), новых индикаторов в кабине, станции предупреждения о радиолокационном облучении ALR-67(V)3, а также обеспечение возможности применения ракет AIM-9X и прочее. Часть самолетов также получит возможность использовать УАБ AGM-154C JSOW. В стоимость программы включены и закупки ракет «воздух—воздух» AIM-9X и AIM- 120С-7 AMRAAM.

В конце 2007 года Швейцария объявила о намерении в рамках программы «Upgrade 25» модернизировать свои 33 самолета F/A-18C/D (26 F/A-18C и семь F/A-18D), продлив срок их службы. Однако первоначально в 2007 году программа модернизации не нашла поддержки у Национального совета швейцарского парламента и только в декабре 2008 года Совет кантонов парламента одобрил ее. Ранее в рамках программы «Upgrade 21» швейцарские Hornet получили многофункциональную систему распределения информации (MIDS), комплексную НСЦУ (JHMCS), а также возможность применения ракет AIM-9X.

К июню 2009 года швейцарское правительство в рамках утвержденной программы модернизации Hornet выдало ряд контрактов группе компаний, включая «Raytheon» и «Boeing». Среди прочего предусматривается закупка 14 подвесных прицельно-навигационных контейнеров AAQ-228 ATFLIR, 44 комплектов станций предупреждения о радиолокационном облучении ALR-67(V)3, новых бортовых вычислителей и систем управления вооружением, а также нового программного обеспечения (Joint Mission Planning). Кроме того в рамках осуществляемой модернизации самолеты получат встроенные приемники сигналов GPS, новые жидкокристаллические индикаторы кабины (схожие с теми, что устанавливаются на финских Hornet в рамках этапа MLU 2), а также бортовую регистрирующую аппаратуру (голос/данные/видео). Большая часть работ по программе «Upgrade 25» будет выполняться на предприятии в Сент-Луисе, штат Миссури, а остальной объем работ поручили швейцарской компании в городе Эммен. Планируется завершить программу к марту 2013 года.