Меню:

Динамика полёта кордовых и радиоуправляемых моделей

Полёт кардовой модели обеспечивается действием сил и моментов, удерживающих ее в любой точке полусферы, ограниченной радиусом корды.

Радиоуправляемые модели, в отличие от кордовых, могут перемещаться в пространстве на расстояние, определяемое возможностями управляющей аппаратуры.

Полет модели может быть установившимся или неустановившимся. В установившемся полете сохраняются скорость и направление движения модели. В неустановившемся — они изменяются.

В установившемся движении все силы и моменты взаимно уравновешены. В неустановившемся полете действует неуравновешенная сила, которая искривляет траекторию модели или осуществляет разгон, торможение.

В полете на кордовую модель действует сила тяги винта Р, подъемная сила У, сила полного лобового сопротивления X, вес модели G, центробежная сила F и сила натяжения корды Т

Натяжение корды должно обеспечивать устойчивый полет. Для пилотажной модели также важно иметь возможность снижать скорость, поскольку на большой скорости выполнять прямой угол с маленьким радиусом разворота очень сложно. Но слишком сильно снижать скорость нельзя, тем более, что натяжение корды зависит от скорости в квадрате (т. е. при уменьшении скорости в два раза натяжение уменьшается в четыре раза, если не учитывать дополнительные факторы, влияющие на натяжение).

Для увеличения натяжения корды применяются дифференциальные закрылки, поворот руля направления, смещение оси двигателя.

Руль направления, повернутый во внешнюю сторону, создает момент, который в полете поворачивает из круга носовую часть модели. При этом составляющая тяги на направление центробежной силы увеличивает натяжение корды. Практика показывает, что оптимальное значение отклонения руля направления лежит в пределах 8... 10 Руль можно и не отворачивать, поскольку боковая ее поверхность движется со скольжением, что способствует натяжению корды, но в несколько меньшей степени. Моменты, действующие на фюзеляж, их величина зависит от боковой площади фюзеляжа и положения точки выхода корды относительно ц. т. модели. На рис. 3 — положение модели при отвернутом руле направления на угол В . При этом силой АУво на плече L во создается момент Мво- разворачивающий модель на угол р. Действие сил Pi и ДУф увеличивает натяжение корды на величину Д Т = Д Уф - Д У во. + Р sin р. Дифференциальное отклонение закрылков на пилотажных моделях требуется при полетах в различных условиях погоды.

При монтаже плечо кронштейна внутреннего закрылка делают несколько меньше, чем плечо внешнего^ а длину тяг от качалки управления регулируют так, чтобы при нейтральном положении рулей оба закрылка занимали нулевое положение. При отклонении ручки управления внутренний закрылок всегда отклоняется на несколько больший угол, чем внешний, что дает приращение подъемной силы на внутреннем крыле большее, чем на внешнем, на величину ДУ. Создается момент, поворачивающий модель на некоторый- угол относительно продольной оси, что способствует увеличению натяжения корды.

При движении по земле на радиоуправляемую модель действуют тяга винта Р, сопротивление X, вес G, трение колес QTp о землю и реакция

земли N, равная весу модели. Все эти силы, за исключением веса G, при движении по земле меняются. Поскольку мощность мотора в начале разбега максимальная, сила тяги винта Р больше силы сопротивления X, то скорость модели увеличивается. С ростом скорости увеличивается и подъемная сила. В какой то момент времени подъемная сила становится равной весу модели, и она отрывается от земли.

При горизонтальном полете подъемная сила равна веву модели, а сила тяги винта равна силе сопротивления.

При криволинейном полете в горизонтальной плоскости на модель действует центростремительная сила. При вираже она численно равна центробежной силе.