Меню:

26 Февраля 2007
Ил-114 УЛЕТИТ ИЗ ТАШКЕНТА

Узбекистан может лишиться контракта

Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова (ТАПОиЧ) может остаться без крупного контракта на производство самолетов. Если россияне не смогут добиться уступки по цене собираемых в Ташкенте Ил-76, то местный авиазавод рискует потерять и основного заказчика на свою перспективную модель Ил-114. Уже в марте судьба этого проекта будет обсуждаться на переговорах правительств России и Узбекистана.

Создание нового турбовинтового 60-местного самолета Ил-114 началось в 1986 году. Самолет рассматривался как замена самолетам Ан-24, Як-40 и Ту-134 на местных трассах. В апреле 1997 года самолет был сертифицирован Авиарегистром России. Дальность полета 1000—1400 км при крейсерской скорости 500 км/ч. Экипаж самолета составляет два человека. Взлетная масса 23,5 т. Каталожная цена одного самолета 10 млн долл. Площадкой для сборки Ил-114 было выбрано Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова (ТАПОиЧ).

Уже сейчас, еще до запуска Ил-114 в серийное производство, авиакомпании проявляют большой интерес к этой технике. Как рассказал РБК daily гендиректор АК им. Ильюшина Виктор Ливанов, уже подписан контракт с компанией "Техноспецсталь-Инжиниринг" на поставку 30 самолетов (в соответствии с контрактом стоимость одной машины составляет 9,5 млн долл.). "Это твердый контракт, также к этой машине проявляют интерес еще несколько операторов", — говорит Виктор Ливанов. Ожидается, что четыре самолета закупит авиакомпания "Северсталь", параллельно идут переговоры с "Атлант-Союзом". "Общее количество заказов в течение полугода может вырасти до порядка 100 машин", — резюмирует г-н Ливанов.

Несмотря на наличие покупателей, проект Ил-114 может столкнуться с другими проблемами. Как рассказали РБК daily сразу несколько источников в авиапроме, контракт на поставку Ил-114 рискует быть сорванным по вине Узбекистана. Этот вопрос напрямую связан с производством в Ташкенте Ил-76, считают источники РБК daily. Напомним, что по китайскому контракту "Рособоронэкспорта" ТАПОиЧ должен был произвести 34 транспортно-десантных самолетов Ил-76МД и четыре самолета-заправщика Ил-78. Стоимость этого контракта составляет 1,045 млрд долл.

Однако уже сейчас понятно, что ташкентскому авиазаводу будет сложно уложиться в эту сумму. Как поясняет РБК daily источник в авиапроме, экономика производства Ил-76 состоит из следующих частей. Балансовая стоимость одного планера — 600 тыс. долл., тем не менее российской стороне они предлагаются за 13 млн долл. Еще в 11 млн долл. обойдется доукомплектация, также в контракт включается комиссия "Рособоронэкспорта". "В итоге стоимость самолета вырастает до 30 млн долл., тогда как в Китай эти самолеты должны поставляться по 21 млн долл.", — отмечает источник. При этом, по его словам, сейчас руководство ТАПОиЧ закрыло для российской стороны почти всю информацию о проекте.

В итоге было принято решение о частичном переносе производства Ил-76 в Россию. Теперь предполагается, что ташкентский авиазавод построит 15 самолетов в 2008—2010 годах. Остальные 23 самолета будут собраны на ульяновском ЗАО "Авиастар-СП". На это правительство РФ выделит 6,4 млрд руб. Начало серийной сборки запланировано на 2010 год, а с 2012 года "Авиастар" будет выпускать по десять самолетов типа Ил-76МД. Само исполнение контракта было перенесено с 2012 на 2013 год.

Проблемы по проекту Ил-76 могут заставить россиян добиться переноса производства Ил-114. Перспективы проекта Ил-114 в начале марта собирается обсудить премьер Михаил Фрадков на встрече с руководством Узбекистана. Это подтверждает и глава Роспрома Борис Алешин. Впрочем, по его словам, пока вопрос переноса производства Ил-114 всерьез не рассматривается. "ОАК и ТАПОиЧ должны определиться в своих взаимоотношениях, в первую очередь в ценовом вопросе. Сейчас российская сторона готова решать этот вопрос в позитивном ракурсе", — говорит он РБК daily.

Однако эксперты не очень верят в перспективы производства Ил-114 в Узбекистане. "Мелкосерийное производство Ил-114 Ташкент может освоить, но крупносерийное освоить будет тяжело", — говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его словам, если производство Ил-76 полностью уйдет в Россию, то и проект Ил-114 может быть закрыт.

СЕРГЕЙ СТАРИКОВ

РосБизнесКонсалтинг

          Легенды мировой авиации вов