Меню:

ОКБ Туполев

Одним из монстров советской, а после и Российской авиации, является ОКБ Туполев. Коллектив опытно-конструкторского бюро был создан в 1922г и возглавлен патриархом советского самолётостроения А.Н. Туполевым. Первоначальной и основной задачей для ОКБ было проектирование самолетов для ВВС РККА. Разработки бюро, проводимые в 20-30-е годах (бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, скоростной СБ., серийное производство и освоение их в войсках) стали мощнейшими факторами подъема технического и технологического уровня советской авиационной промышленности. В 30-ых годах ОКБ проектирует высотный скоростной бомбардировщик ТБ-7, многоцелевой "СЗ" (прототип серийного Су-2), а перед самым началом войны в экстренном порядке создает прототип серийного Ту-2, одного из лучших фронтовых бомбардировщиков Великой Отечественной войны. В послевоенные годы бюро разрабатывает ряд военных и гражданских самолётов. Среди которых стратегический бомбардировщик Ту-4, первый российский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. С 1955 велись разработки бомбардировщиков с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полетов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ планировалось создание экспериментального самолета Ту-119 с ЯСУ и сверзвуковых бомбардировщиков "120" В середине 50-ых годов в ОКБ было создано новое подразделение (уникальное для того времени), задачей которого была разработка беспилотных летающих аппаратов. Были разработаны крылатые ракеты "121", "123", ЗУР "131", беспилотные разведчики Ту-123 "Ястреб". Велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату "130" и ракетоплану "136" ("Звезда"). В начале 60-ых годов на базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. После чего были разработаны: первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, ближние и средние магистральные самолёты Ту-110, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. В начале 70-х ОКБ, под руководством сына А.Н.Туполева, Алексея Андреевича, на базе Ту-244 проектируется стратегический бомбардировщик "160", однако по заказу ВВС в дальнейшем вместо него было решено разработать полностью оригинальный самолет Ту-160. И уже в 1988 Ту-160 поднялся в небо, в 1979 - носитель крылатых ракет Х-55 Ту-95МС, созданный на базе Ту-142М. 15 апреля 1988 совершил свой первый полет экспериментальный самолет Ту-155, оснащённый водородным двигателем НК-88. В начале 1989 поднялся в небо среднемагистральный Ту-204. В марте 1992 началось серийное производство Ту-204-200 на Казанском авиапромышленном объединении (КАПО) им.Горбунова. По заказу правительства РФ в апреле 1994 начался серийный выпуск широкофюзеляжного среднего транспортного самолета Ту-330. C 1996 по 1999 АНТК имени Туполева и американский концерн "Боинг" осуществили программу совместных исследований на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ по созданию сверхзвукового пассажирского самолета HSCT. В 2001г. начинается серийный выпуск ближнемагистрального лайнера Ту-324. ОКБ Туполева вот уже более 50 лет сотрудничает с казанским авиационно–производственным объединением – КАПО им. Горбунова, который, на сегодняшний день, является единственным в Европе авиационным заводом, способный производить высокоресурсные теплонагруженные конструкции, приспособленные для работы в экстремальных условиях и отличающиеся высочайшей весовой культурой. Во многом благодаря этому стало возможным воплощение многих проектов ОКБ. В наши дни приоритетным и наиболее перспективным направлением внедрения созданного научно-производственного задела по ОКБ является создание малогабаритного сверхзвукового бизнес-самолета (СБС), названного в бюро Ту-444. Главнейшим потребительским свойством СБС является возможность осуществления межконтинентальной поездки с возвратом за один день. По оценкам известных аналитиков потенциальный рынок самолетов такого типа в среднем может составить от 400 до 700 единиц.
          Легенды мировой авиации