Меню:

ОКБ Сухой

y Шестьдесят процентов самолетного парка российской авиации составляют машины, разработанные в конструкторском бюро, созданном в 1939 году и взращенном выдающимся советским авиаконструктором Павлом Осиповичем Сухим. За 68 лет построено более 11 тысяч машин с литерами «СУ» на борту. Более двух тысяч самолетов были проданы в 19 стран мира. В начале XXI века ОКБ Сухого — безусловный лидер российского авиастроения. Днем рождения ОКБ Сухого является 29 июля 1939 г. — в этот день вышло постановление Правительства, по которому бригада конструкторского бюро Московского завода № 156 для внедрения ББ-1 в серию, возглавляемая Сухим П.О., была в полном составе переведена из российской столицы в Харьков на завод № 135, осваивавший выпуск самолетов Су-2. Затем последовал перевод бюро в Подлипки на завод № 289, эвакуация в Пермь, а затем работа на заводе № 464 в Тушине. В довоенные годы и первые годы Второй Мировой войны бюро обеспечивает серийный выпуск самолетов Су-2. В первые два года войны было выпущено 893 самолета Су-2. После чего, основная деятельность конструкторского бюро была направлена на создание:

  • модификаций самолета Су-2;
  • опытного бронированного штурмовика Су-6, за который в 1943 году, П. О. Сухой был удостоен Сталинской премии I степени;
  • опытного пушечного истребителя Су-1 (Су-3);
  • опытного дальнего двухместного бронированного штурмовика Су-8;
  • экспериментальных истребителей Су-5 и Су-7 с комбинированными силовыми установками. Начиная с 1945 года, ОКБ ведет разработку и постройку:
  • реактивных истребителей Су-9, Су-11, Су-15, Су-17;
  • реактивного бомбардировщика Су-10;
  • двухмоторного поршневого разведчика-корректировщика Су-12.

    На базе бомбардировщика Ту-2 создается и запускается в серийное производство учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2, так же ведется разработка пассажирских и десантно-грузовых самолетов, реактивного штурмовика Су-14 и ряда других самолетов. 14 ноября 1949 года указом правительства ОКБ Сухого было ликвидировано. Одной из официальных версий, причиной закрытия проекта стала авария самолета Су-15. Ликвидация бюро отодвинула отечественную авиацию на несколько позиций назад в рейтинге авиационных грандов мира. В мае 1953г. ОКБ был восстановлен. Второе рождение для бюро совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Поэтому основными направлениями в работе коллектива стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3. На базе С-1 создается семейство истребителей-бомбардировщиков Су-7, Су-17 и более 20 их модификаций. Т-3 стал основой для первого советского авиационного ракетного комплекса перехвата целей Су-9-51, Су-11-8М и Су-15-98(М). С 1962 года ведутся работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4, впервые в авиастроении на этом самолете были внедрены: высокотемпературная многократно резервированная гидравлическая система сверхвысокого давления, сварной планер из титана и высокопрочных сталей, электродистанционная система управления, многоцилиндровые гидроприводы рулевых поверхностей, автомат тяги, регулируемый воздухозаборник смешанного сжатия, внутренние отсеки вооружения и многие другие оригинальные устройства и технологические решения. В последующие несколько лет были разработаны штурмовики СУ-24, СУ-25, СУ-27 УБ, СУ-30, СУ-32, Су-33. Постановлением Совета Министров Советского Союза от 10 ноября 1975г. ОКБ было переименовано в Московский машиностроительный завод имени П.О. Сухого. В конце 1980-х годов конструкторы ОКБ им. Сухого осуществили прорыв в области режимов сверхманевренности. До настоящего времени эта область не освоена самолетами других фирм мира. Манёвры в режиме сверхманевренности «кобра Пугачева», «хук», «колокол», выполняются летчиками-испытателями на самолетах Су-27, Су-30, Су-33. В середине 1990-х годов в управлении самолетов серии «Су» была расширена область освоенных режимов сверхманевренности, были исключены проблемы сваливания и штопора, благодаря оснащению их двигателями с управляемым вектором тяги. Самолеты марки «Су», в то время, были признаны наиболее безопасными и свободными от ряда серьезных ограничений в маневренном воздушном бою. К 1995 году в корпорацию авиационной техники «Сухой» входили 32 предприятия, в том числе АО ОКБ им. Сухого (Москва) и авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и Новосибирска. К 1995 году более 2,5 тыс. самолётов «Су» эксплуатировалось в 21 стране мира. ВВС РФ были укомплектованы этими самолетами на 70%. В начале 90-х годов, в ОКБ развернуты работы по изготовлению гражданских самолётов, а в 2001 году совершили первые полеты грузопассажирский самолет Су-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л. В настоящее время ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», под руководством М. А. Погосяна, ведет разработку семейства региональных самолетов RRJ. Самолеты этой серии, по сравнению с другими машинами своего класса, будут иметь увеличенную ширину прохода, самые удобные кресла и самый большой объем полок (70 л на человека), спроектированных так, чтобы не ограничивать жизненное пространство над головами пассажиров. Кроме того, разработчики-производители заверяют, что высокие аэродинамические характеристики RRJ 95 будут позволять самолету менее шумно заходить на посадку, и в этом смысле машина будет и в отдаленной перспективе еще долго соответствовать требованиям, предъявляемым ИКАО.
  •           Легенды мировой авиации