Меню:

МАКСимальный успех российской авиации

С 14 по 19 августа на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова в г. Жуковском Московской области прошел V Международный авиационно-космический салон (МАКС-2001, www.maks.ru) Все дни его работы стояла прекрасная погода. Это позволило показать в полете всю выставленную технику — от самого большого в мире транспортного самолета “Мрiя” до точной копии находившегося на вооружении российской армии в Первую мировую войну истребителя “Сопвич” и героя Халкингола истребителя И-15 “Чайка”. Всего же в небе над Жуковским летало около 150 самолетов и вертолетов. Как и на прошлом Московском авиасалоне, истребитель с обратной стреловидностью крыла Су-47 “Беркут” демонстрировался только в воздухе и не был представлен широкой публике на наземной стоянке.

“Бенефициантами” авиасалона, несомненно, стали самолеты КБ им. Сухого. Впервые за время проведения московских авиасалонов под крышей одного из самых больших павильонов “Д” суммарной площадью 2200 кв. м представили свою экспозицию 25 предприятий, так или иначе связанных с производством самолетов марки Су. А на экране во время показательных выступлений авиалайнеров на МАКС-2001 можно было наблюдать воздушную обстановку над Жуковским, передаваемую с борта одной из летающих над ним “Сушек”.

Из поставщиков радиоэлектронного оборудования, которым оснащаются самолеты Сухого, можно отметить РПКБ из подмосковного Раменского (авионика), Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ, весь бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы), петербургскую компанию “Ленинец” (радары) и др. Вообще же пятый юбилейный МАКС стал рекордным и самым представительным за всю историю проведения авиакосмических салонов в России. В нем приняли участие 537 фирм из 34 стран мира. Экспозиция была размещена в 30 выставочных павильонах.

Уже стало общим местом, что раньше СССР, а теперь Россия производит хорошие самолеты и вертолеты с точки зрения планера, т. е. летных характеристик. Но связное и радиоэлектронное оборудование летательных аппаратов, а также наземное, сильно отстает от лучших мировых образцов (хотя сравнение возможностей одной страны и всего мира не всегда корректно, но так уж повелось). Так вот, на МАКС-2001 это устоявшееся мнение было весьма серьезно поколеблено. Сейчас мы проектируем и производим уникальное оборудование и приборы, а вот рекламировать и продавать их только учимся. В этом нет ничего удивительного — Российское агентство по системам управления (РАСУ), которому сейчас подчиняется большинство радиозаводов и предприятий, производящих электронику, было уж больно засекречено. Хотя тот же КНИРТИ разработал не имеющую в мире аналогов систему радиоэлектронной борьбы, размещаемую на вертолетах конструкции Камова. Два таких вертолета — постановщика помех с фазированными антенными решетками обеспечивают полную защиту от обнаружения своих самолетов радиолокаторами противника в зоне, имеющей до 150 км в глубину и до 80 км по фронту.

Мобильные автоматизированные станции помех Р-934Б, монтируемые на машинах КамАЗа повышенной проходимости, представил Владимирский завод “Электроприбор”. Встроенные средства контроля основных параметров выдают оператору информацию о состоянии станции без прекращения ее работы.

В систему РАСУ входит и федеральное государственное унитарное предприятие Пензенский радиозавод (penza@vpk.ru). Оно производит подвижные (монтируются на БТР и шасси грузовиков повышенной проходимости) батарейные командные пункты для автоматизации управления боевыми действиями зенитных средств подразделения ПВО ПУ-12М7. Посты съема и обработки радиолокационной информации ПОРИ-П1М, ПОРИ-П2М, ПОРИ-П3 и 9С467-2М являются источниками данных о воздушной обстановке для объектов автоматизированных систем управления войсками ПВО и авиации. Комплекс “Слепок-М1” предназначен для автоматизированного и неавтоматизированного управления бригадой залпового огня “Смерч”.

Управление зенитно-ракетной батареей “ТОР-М1” (одна из основных статей российского военного экспорта) ведется по телекодовым каналам из четырех боевых машин унифицированного подвижного батарейного командного пункта “Ранжир-М”, производимого также Пензенским радиозаводом.

Челябинский радиозавод “Полет”, специализирующийся с середины 50-х годов на серийном производстве сложной радиотехнической аппаратуры для нужд гражданской авиации и МО, представил на авиакосмическом салоне свои новейшие разработки. Все они связаны с системой управления воздушным движением, которая в значительной мере устарела и находится в стадии модернизации практически по всей России. Главная причина проводимой модернизации — все большее количество трасс над страной открывается для пролета иностранных самолетов. Обеспечение безопасности пролета по таким трассам должно соответствовать требованиям международной организации гражданской авиации ИКАО.

А с 1 февраля 2001 г. начали официально действовать четыре так называемых трансполярных коридора. Они проходят через территорию Сибири и соединяют напрямую Юго-Восточную и Южную Азию с основными городами Северной Америки. По сравнению с маршрутами, огибавшими Россию, время в полете сокращается на 5—6 часов. За пролет же над своей территорией, а каждый из маршрутов имеет протяженность порядка 4000 км, наша страна получает по 70 долл. за 100 км пути. Естественно, что в пределах коридоров переоснащаются запасные аэродромы. В частности, “Полет” предлагает для них инструментальную систему посадки ILS СП-90, состоящую из курсового и глиссадного маяков. Она соответствует требованиям ИКАО I, II, III. Отвечает этим требованиям и радиотехническая система ближней навигации VOR/DME РМА-90.

К последним разработкам завода относится также аэродромный обзорный радиолокатор с вторичными аэродромно-глиссадными каналами RBS и УВД АОРЛ четырех модификаций.

Среди изделий Московского НИИ приборостроения следует отметить авиационную систему наблюдения по договору “Открытое небо” для самолета Ту-154 М-ОН. Она позволяет контролировать с воздуха перемещение войск и вооружений в рамках указанного договора и передавать полученные данные на наземный комплекс сбора и обработки данных. Ну а наиболее известная разработка НИИ — комплекс радиолокационного дозора и наблюдения АК РЛДН-50Э, устанавливаемый на российских АВАКСах — самолетах А-50.

Наметился прорыв и в производстве приемного оборудования навигационных систем GPS/ГЛОНАСС (см. PC Week/RE, № 15/2001, с. 31). В российской группировке навигационных спутников ожидается пополнение, а никому не нужные и довольно легко обходимые ограничения на использование приборов частными лицами скорее всего будут сняты.

Петербургский РИРВ (Российский институт радионавигации и времени) приступил к серийному выпуску навигационно-временного приемника К-161, предназначенного для определения текущих координат, скорости и времени по сигналам спутниковых навигационных систем. Для этого было закуплено в Швейцарии оборудование на 4 млн. долл. Уже сейчас цена приемника находится на уровне $1000, что в восемь раз дешевле его американского аналога Javad JJ-20 и в шесть раз — Ashtech JJ-24. По мере увеличения объемов выпуска цена на К-124 будет снижаться. Активная автомобильная антенна для приемника продается за $150.

Профессиональный навигационный датчик СН-3700 для работы в системе GPS/ГЛОНАСС выпускает московское КБ “НАВИС”. Погрешность определения координат, обеспечиваемая датчиком, — от 1 до 7 м.

Навигационная система GPS создавалась как военная система и остается все-таки таковой до сих пор, что с успехом подтвердил опыт “Бури в пустыне”. Поэтому существуют и передатчики помех для приема сигналов системы. Их предлагает московское предприятие “Авиаконверсия”. Передатчик имеет малые габариты и излучает помеховые сигналы, которые, попадая на вход приемника, не позволяют правильно измерять географические координаты любого объекта, снабженного этим приемником. Передатчик устанавливается в районе возможных боевых действий и излучает специальные радиосигналы в зону предполагаемого нахождения войск противника.

Зарубежные фирмы на МАКС-2001 представили в основном легкие самолеты, которые отечественной авиапромышленностью не производятся, а потому могут найти спрос на российском рынке. Что касается “приборной” части, то здесь можно отметить американские компании Honeywell и Hewlett-Packard (см. статью “HP демонстрирует комплексные решения для авиапредприятий”). Honeywell же представил свою новейшую разработку MARK XXII. Эта система предназначена для передачи летчику сигналов о сближении самолета с землей. Ее интерфейс содержит базу данных по рельефу местности, над которой проложен воздушный маршрут. Постоянная сверка этих данных с реальным местоположением воздушного лайнера позволяет исключить возможность встречи с каким-нибудь непредвиденным препятствием.
          Легенды мировой авиации